ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 5-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём вкратце рассмотрен простой для новичка способ сочинения ритма в виде баса и мелодии на готовую гармонию. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:36 – отличие ритма от гармонии и мелодии
02:08 – понятие ритмомелодии и её роль песне
02:40 – получение гармонии из шаблона
03:44 – тритон и его мрачное звучание
04:31 – понятие баса и выбор нот для него
05:16 – создание ритма баса дроблением и смещением нот
07:51 – создание ритмомелодии в 1-ом такте с нуля
10:18 – создание ритмомелодии в 2-ом такте — копирование ритма мелодии урока 2
11:28 – создание ритмомелодии в 3-ем такте — приём секвенции
12:10 – создание ритмомелодии в 3-ем такте — приём перегармонизации
13:45 – создание повторяющейся цепляющей ритмофигуры — остинато
16:28 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы будем сочинять гармонию и ритм на нотоносце. Причём большую часть времени уделим именно ритму, а гармония будет второстепенной опорой. Приступим.
Основная часть. Гармония и мелодия – это соответственно длинные и короткие звуки разной высоты.
Ритм – это короткие звуки одной и той же высоты. В чистом виде ритм – это игра барабанов. И с барабанного рисунка можно начать сочинение песни. Но об этом в следующих уроках. Здесь же мы рассмотрим создание ритма с помощью фортепиано.
Важно знать, что ритм есть у мелодии. Если опустить все её ноты до одного уровня, например, сделать их все нотами си, то от мелодии останется только ритм. Без высоты нот мелодия из главной части песни превращается в ритмическую основу. Равно как выразительная речь стала монотонным бубнением, никому не интересным.
То есть ритм в отличие от мелодии – это более однообразный и повторяющийся рисунок из нот.
Его роль в песнях кроме ударных инструментов – без высоты тона могут играть инструменты с высотой тона – фортепиано, гитары и т.д. И такую ритмическую мелодию мы сейчас напишем.
Я часто использую этот приём – сочиняю сначала её, а потом на её фоне более интересную мелодию. Ритмомелодия часто не подходит для пения из-за однообразия, но задаёт характер для дальнейшей работы.
Для начала нам нужна гармония, чтобы выбрать высоту нот для ритма. В прошлых уроках мы её сочиняли с нуля. Но есть другой более быстрый способ – взять готовый шаблон. Я часто использую вот такой:
1-ый такт – любая нота, например, ля.
2-ой такт – нота на 2 ступени ниже — фа.
3-ий такт – нота на 1 ступень выше – соль.
4-ый такт – та же нота, что и в 1-ом такте. Добавим к ним квинты.
Можно сдвинуть весь шаблон на другую высоту, например, ми. Где-то он будет звучать не очень – здесь на высоте ре так будет со 2-ым тактом. Причина – между нотами расстояние в 3 тона. Это видно на фортепиано .
Отсчитаем число шагов от ноты си до фа – получилось 6 шагов или 6 полутонов. Делим 6 на 2 и получается 3 тона или тритон. Он звучит мрачно. Чтобы это исправить, нужно понизить ноту си на 1 полутон – в свойстве ноты впишем бемоль. Теперь между ними 7 полутонов. Гармония готова.
Теперь мы напишем бас – самые низкие ноты, что находятся под гармонией.
Если гармония – это стены дома, то бас – фундамент. И он ещё одно воплощение ритма.
Выбрать ноты для баса легко, когда есть гармония. Ими будут тоники – нижние ноты аккордов, но на октаву ниже. Чтобы быстро их поставить, нужно в меню ноты уменьшить номер октавы на единичку – вместо 4-х вписать 3, вместо 3-х — 2. А в 3-м и 4-м такте повторим движение по ступеням вверх как в аккордах. Слушаем. Гармония зазвучала плотнее. Итак, высота нот есть.
Теперь достаточно придумать ритмический рисунок из одной ноты в 1-ом такте, а потом просто скопировать его на соответствующие высоты в следующих. Для удобства работы можно включить воспроизведение 1-ого такта по кругу. Для этого выделим 1-ый такт на шкале и нажмём вот эту кнопку.
Пойдём простым путём – дроблением ноты. Напишем вместо целой ноты 2 половинных. Теперь 4 четвертных. Теперь 8 восьмых. Годится. Теперь применим простой приём – разрушительное создание ритма.
Его суть – убирать ноты в произвольных местах и слушать.
Далее можно взять 16-ые ноты и поставить около пауз для украшательства. Помним про приём смещения нот. Как видите, путей для создания баса много – оставим один из рисунков рисунок. Теперь размножим его в другие такты.
Выделим, зажмём Ctrl и перенесём на высоту заранее написанных нот. Помним, что во 2-м такте у нас нота Bb, а не B. Чтобы быстро опустить их, нужно их выделить, перейти в меню Process – обработка -> Transpose – перенос и в поле Amount – число полутонов написать -1.
А вообще для удобства работы лучше сменить тональность на F – в ней как раз один бемоль на уровне ноты си . Бас готов.
Теперь создадим ритмическую мелодию в скрипичном ключе. Для начала выберем высоту нот. Обычно это тона аккордов.
Проверим тонику – напишем 4 ноты ре в долях такта. Звучит устойчиво.
Проверим терцию. Звучит мягко.
Проверим квинту. Звучит нейтрально.
Можно выбрать любую ступень. Раз тоника уже есть в басу, для разнообразия возьмём терцию. Теперь украсим ритм добавлением нот. Заполним паузы в разных местах такта. Одна нота в ровном ритме звучит скучно. Поэтому одну из нот на другую. Так одна нота освежает звучание. И от того какая именно нота изменена, зависит продолжение фигуры 1-ого такта. И они могут говорит повторить как дальше их развивать. 1-ый такт готов.
На очереди 2-ой. И тут мне помнится фигура из 2-ого такта мелодии 1-ого урока. Она в 26 такте. Для быстрого перехода к нему нажмём меню Go – идти -> Time – время и в поле впишем 26. Её неровный ритм можно противопоставить ровному из 1-ого такта. Для этого выделим её, нажмём кнопку копировать, переместимся к началу проекта кнопкой перемотки, встанем на 2-ой такт и нажмём вставить. В окне вставки в списке Starting Track – дорожка – выберем 1.
Ритм что надо, но высоту нот надо поправить. Поочерёдно проверим начальные ноты – до, си, ля, соль. Каждая звучит по своему, но мне больше нравится начало с ноты соль. 2-ой такт готов.
Теперь скопируем полученное в соседние 2 такта и послушаем, что можно поправить.
В 3-м такте применим простой приём — секвенцию. Sequence – с англ. последовательность – это повторение фигуры из нот на другой высоте, то есть ритм сохраняется, а высота нот – нет. Это часто используется при создании мелодий. Для этого просто ноты всего такта поднимаем на ступень. рошо.
В 4-м такте работает другой простой приём – перегармонизация – игра одной и той же фигуры из нот на фоне разных аккордов. При этом у неё разный окрас в звучании. На фоне мажорного аккорда она звучит светлее, а на фоне минорного — грустнее. Послушаем весь ритм. Можно оставить как есть, а можно и разнообразить звучание.
Да, такую мелодию можно спеть. Но всё-таки она больше как ритмическое сопровождение. И в уроках по аранжировке мы в этом убедимся.
Заметьте: в 4-м такте противопоставляется неровное движение 3-мя нотами вниз и ровное 3-мя вверх. На этом можно строить цепляющие повторяющиеся ритмические ходы и на их основе строить песню далее. Звучит заманчиво и этот ритм можно размножить, но под сопровождение разных аккордов.
Выделяем всю гармонию с басом и копируем их в соседние 4 такта. Отключаем игру по кругу кнопкой Loop — петля. Теперь выделяем ритм 4-ого такта, копируем и нажимаем вставить. В окне вставки также выбираем текущую дорожку под номером 1 и в поле Repetitions – повторения ставим цифру 4. Так фигура будет скопирована в 4 такта.
Теперь прослушаем с 4-ого такта, чтобы 2 такта подряд был один и тот же аккорд Dm. Да, аккорды можно растягивать на 2 такта. Повторим все аккорды 2 раза. Чтобы освободить для этого соседние такты, выделим 3 последних и нажмём Process – Slide – сдвиг. В поле By — насколько сдвинуть оставляем 1 и внизу переключатель на Measure – такт. Теперь зажимаем клавишу Ctrl, снимаем выделение со 2-ого такта и повторяем туже команду Slide. Далее выделяем все 4 такта, нажимаем Ctrl и копируем их в соседние.
При подходе к аккорду C слишком много повторений. Для разнообразия опустим фигуру из нот в нём на ступень. Такое мотороное повторение одной и той же ритмофигуры называется остинато – с англ. obstinate – «упрямый» или твердящий одно и то же.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились 3-мя проявлениями ритма в музыке – в басу, в ритмомелодии и обычной мелодии. Поняли, что на основе повторения цепляющего ритмического рисунка можно создать начальное сопровождение для сочинения будущей песни. В следующем уроке снова создадим ритм на основе гармонии с применением других приёмов сочинения.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.