Урок 05 — гармония и ритм 1

Работа композитора. Гармония и ритм 1 Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 5-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём вкратце рассмотрен простой для новичка способ сочинения ритма в виде баса и мелодии на готовую гармонию. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 5 - Гармония + Ритм 1 | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:36 – отличие ритма от гармонии и мелодии
02:08 – понятие ритмомелодии и её роль песне
02:40 – получение гармонии из шаблона
03:44 – тритон и его мрачное звучание
04:31 – понятие баса и выбор нот для него
05:16 – создание ритма баса дроблением и смещением нот
07:51 – создание ритмомелодии в 1-ом такте с нуля
10:18 – создание ритмомелодии в 2-ом такте — копирование ритма мелодии урока 2
11:28 – создание ритмомелодии в 3-ем такте — приём секвенции
12:10 – создание ритмомелодии в 3-ем такте — приём перегармонизации
13:45 – создание повторяющейся цепляющей ритмофигуры — остинато
16:28 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы будем сочинять гармонию и ритм на нотоносце. Причём большую часть времени уделим именно ритму, а гармония будет второстепенной опорой. Приступим.

Основная часть. Гармония и мелодия – это соответственно длинные и короткие звуки разной высоты.
Ритм – это короткие звуки одной и той же высоты. В чистом виде ритм – это игра барабанов. И с барабанного рисунка можно начать сочинение песни. Но об этом в следующих уроках. Здесь же мы рассмотрим создание ритма с помощью фортепиано.

Важно знать, что ритм есть у мелодии. Если опустить все её ноты до одного уровня, например, сделать их все нотами си, то от мелодии останется только ритм. Без высоты нот мелодия из главной части песни превращается в ритмическую основу. Равно как выразительная речь стала монотонным бубнением, никому не интересным.

То есть ритм в отличие от мелодии – это более однообразный и повторяющийся рисунок из нот.

Его роль в песнях кроме ударных инструментов – без высоты тона могут играть инструменты с высотой тона – фортепиано, гитары и т.д. И такую ритмическую мелодию мы сейчас напишем.

Я часто использую этот приём – сочиняю сначала её, а потом на её фоне более интересную мелодию. Ритмомелодия часто не подходит для пения из-за однообразия, но задаёт характер для дальнейшей работы.

Для начала нам нужна гармония, чтобы выбрать высоту нот для ритма. В прошлых уроках мы её сочиняли с нуля. Но есть другой более быстрый способ – взять готовый шаблон. Я часто использую вот такой:
1-ый такт – любая нота, например, ля.
2-ой такт – нота на 2 ступени ниже — фа.
3-ий такт – нота на 1 ступень выше – соль.
4-ый такт – та же нота, что и в 1-ом такте. Добавим к ним квинты.

Можно сдвинуть весь шаблон на другую высоту, например, ми. Где-то он будет звучать не очень – здесь на высоте ре так будет со 2-ым тактом. Причина – между нотами расстояние в 3 тона. Это видно на фортепиано .

Отсчитаем число шагов от ноты си до фа – получилось 6 шагов или 6 полутонов. Делим 6 на 2 и получается 3 тона или тритон. Он звучит мрачно. Чтобы это исправить, нужно понизить ноту си на 1 полутон – в свойстве ноты впишем бемоль. Теперь между ними 7 полутонов. Гармония готова.

Теперь мы напишем бас – самые низкие ноты, что находятся под гармонией.
Если гармония – это стены дома, то бас – фундамент. И он ещё одно воплощение ритма.

Выбрать ноты для баса легко, когда есть гармония. Ими будут тоники – нижние ноты аккордов, но на октаву ниже. Чтобы быстро их поставить, нужно в меню ноты уменьшить номер октавы на единичку – вместо 4-х вписать 3, вместо 3-х — 2. А в 3-м и 4-м такте повторим движение по ступеням вверх как в аккордах.  Слушаем.  Гармония зазвучала плотнее. Итак, высота нот есть.

Теперь достаточно придумать ритмический рисунок из одной ноты в 1-ом такте, а потом просто скопировать его на соответствующие высоты в следующих. Для удобства работы можно включить воспроизведение 1-ого такта по кругу. Для этого выделим 1-ый такт на шкале и нажмём вот эту кнопку.

Пойдём простым путём – дроблением ноты. Напишем вместо целой ноты 2 половинных.  Теперь 4 четвертных. Теперь 8 восьмых.  Годится. Теперь применим простой приёмразрушительное создание ритма.
Его суть – убирать ноты в произвольных местах и слушать.

Далее можно взять 16-ые ноты и поставить около пауз для украшательства. Помним про приём смещения нот. Как видите, путей для создания баса много – оставим один из рисунков рисунок. Теперь размножим его в другие такты.

Выделим, зажмём Ctrl и перенесём на высоту заранее написанных нот. Помним, что во 2-м такте у нас нота Bb, а не B. Чтобы быстро опустить их, нужно их выделить, перейти в меню Process – обработка -> Transpose – перенос и в поле Amount – число полутонов написать -1.

А вообще для удобства работы лучше сменить тональность на F – в ней как раз один бемоль на уровне ноты си . Бас готов.

Теперь создадим ритмическую мелодию в скрипичном ключе. Для начала выберем высоту нот. Обычно это тона аккордов.

Проверим тонику – напишем 4 ноты ре в долях такта. Звучит устойчиво.
Проверим терцию. Звучит мягко.
Проверим квинту. Звучит нейтрально.  

Можно выбрать любую ступень. Раз тоника уже есть в басу, для разнообразия возьмём терцию. Теперь украсим ритм добавлением нот. Заполним паузы в разных местах такта. Одна нота в ровном ритме звучит скучно. Поэтому одну из нот на другую. Так одна нота освежает звучание. И от того какая именно нота изменена, зависит продолжение фигуры 1-ого такта. И они могут говорит повторить как дальше их развивать. 1-ый такт готов.

На очереди 2-ой. И тут мне помнится фигура из 2-ого такта мелодии 1-ого урока. Она в 26 такте. Для быстрого перехода к нему нажмём меню Go – идти -> Time – время и в поле впишем 26. Её неровный ритм можно противопоставить ровному из 1-ого такта. Для этого выделим её, нажмём кнопку копировать, переместимся к началу проекта кнопкой перемотки, встанем на 2-ой такт и нажмём вставить. В окне вставки в списке Starting Track – дорожка – выберем 1. 

Ритм что надо, но высоту нот надо поправить. Поочерёдно проверим начальные ноты – до, си, ля, соль.  Каждая звучит по своему, но мне больше нравится начало с ноты соль. 2-ой такт готов.

Теперь скопируем полученное в соседние 2 такта и послушаем, что можно поправить.  

В 3-м такте применим простой приём — секвенцию. Sequence – с англ. последовательность – это повторение фигуры из нот на другой высоте, то есть ритм сохраняется, а высота нот – нет. Это часто используется при создании мелодий. Для этого просто ноты всего такта поднимаем на ступень. рошо.

В 4-м такте работает другой простой приём – перегармонизация – игра одной и той же фигуры из нот на фоне разных аккордов. При этом у неё разный окрас в звучании. На фоне мажорного аккорда она звучит светлее, а на фоне минорного — грустнее. Послушаем весь ритм.  Можно оставить как есть, а можно и разнообразить звучание.

Да, такую мелодию можно спеть. Но всё-таки она больше как ритмическое сопровождение. И в уроках по аранжировке мы в этом убедимся.

Заметьте: в 4-м такте противопоставляется неровное движение 3-мя нотами вниз и ровное 3-мя вверх. На этом можно строить цепляющие повторяющиеся ритмические ходы и на их основе строить песню далее. Звучит заманчиво и этот ритм можно размножить, но под сопровождение разных аккордов.

Выделяем всю гармонию с басом и копируем их в соседние 4 такта. Отключаем игру по кругу кнопкой Loop — петля. Теперь выделяем ритм 4-ого такта, копируем и нажимаем вставить. В окне вставки также выбираем текущую дорожку под номером 1 и в поле Repetitions – повторения ставим цифру 4. Так фигура будет скопирована в 4 такта. 

Теперь прослушаем с 4-ого такта, чтобы 2 такта подряд был один и тот же аккорд Dm. Да, аккорды можно растягивать на 2 такта. Повторим все аккорды 2 раза. Чтобы освободить для этого соседние такты, выделим 3 последних и нажмём ProcessSlide – сдвиг. В поле By — насколько сдвинуть оставляем 1 и внизу переключатель на Measure – такт. Теперь зажимаем клавишу Ctrl, снимаем выделение со 2-ого такта и повторяем туже команду Slide.  Далее выделяем все 4 такта, нажимаем Ctrl и копируем их в соседние.

При подходе к аккорду C слишком много повторений. Для разнообразия опустим фигуру из нот в нём на ступень. Такое мотороное повторение одной и той же ритмофигуры называется остинато – с англ. obstinate – «упрямый» или твердящий одно и то же.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились 3-мя проявлениями ритма в музыке – в басу, в ритмомелодии и обычной мелодии. Поняли, что на основе повторения цепляющего ритмического рисунка можно создать начальное сопровождение для сочинения будущей песни. В следующем уроке снова создадим ритм на основе гармонии с применением других приёмов сочинения.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения