ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 4-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём вкратце рассмотрен простой для новичка способ сочинения мелодии на готовую гармонию, причём в нескольких вариантах. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:30 – понятие квинты в аккорде и её звучание
00:57 – понятие терции в аккорде и её роль
01:35 – принцип буквенного обозначение аккордов
03:18 – 3 способа обозначить аккорд
03:40 – создание 1-ого такта мелодии: смещение нот на 8-ую
05:03 – создание 2-ого такта мелодии: принципы повторения и отличия
06:16 – понятие опережения ноты мелодии по отношению к аккорду
06:45 – 2 главных принципа мелодии — волнообразность и поступенность
07:09 – создание 3-его такта мелодии: поиск отличий от предыдущих
08:25 – 2 подхода к сочинению мелодии — понотный и шаблонный
09:28 – создание 4-его такта мелодии: 3 отличия от прошлых тактов
10:35 – понятие опорных нот мелодии
11:30 – создание другой мелодии и приём укорочения нот в 2 раза
13:14 – понятие затакта и связка им тактов
14:47 – сравнение 2-х продолжений другой мелодии
15:47 – заключение: выводы по уроку
Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы снова будем сочинять мелодию на нотоносце на основе той же гармонии, что и в прошлом уроке. Приступим.
Гармония
Перед Вами гармония из прошлого урока в виде квинт – неполных аккордов из их 2-х крайних нот.
Квинта – от лат «5» — это расстояние в 5 ступеней между нотами.
Ступень – это шаг на 1 соседнюю ноту без разницы на линейке или в промежутке.
Как слышите, квинта звучит пусто или нейтрально – без чёткого настроения. Но как только мы добавим ноту в промежуток между 2-мя нотами, аккорд станет полным – из всех своих 3-х нот. И у него сразу появляется настроение. Так в 1-ом аккорде оно грустное и аккорд минорный.
Его средняя нота называется терцией – от лат «3». Это расстояние от главной ноты аккорда до неё в 3 ступени. Она отвечает за настроение. Если в 1-ом аккорде к ней добавить полтона, то аккорд станет весёлым или мажорным. Добавим средние ноты у всех аккордов.
Теперь подпишем аккорды буквами, чтобы не путаться где какой. Для этого нажимаем карандаш, затем кнопку C – chord – аккорд и щёлкаем над аккордом.
Обозначаются они просто: сначала пишется главная или нижняя нота аккорда. Если распознали её на нотоносце – хорошо. Если нет, то щёлкаем ПКМ и в меню ноты смотрим в поле Pitch – высота и видим «си» с решёткой – до-диез. Это и пишем. Теперь, раз аккорд минорный, справа добавляем маленькую букву m.
2-ой такт – буква A – это ля. Теперь нажимаем кнопку Scrub – скрести или прослушать выбранные ноты и проиграть аккорд . Он звучит светло, значит, он мажорный и букву m ставить не нужно.
3-ий такт – Ми, но нотам в нём тесно и они звучит грязно. Поэтому поднимем среднюю ноту на октаву. В меню ноты в поле Pitch напишем вместо 3-ки 4-ку. Звучит светло, значит мажорный. Если неуверенны, можно поднятую среднюю ноту опустить – в меню ноты убрать диез и послушать. Звучит явно грустно, значит, аккорд был изначально мажорным.
4-ый такт – аккорд B. В итоге последовательность такая: C#m – A – E – B. Слушаем .
Выбор за вами, как изначально записать гармонию:
- написать только тоники — главные ноты аккордов,
- квинты – 2 крайние ноты,
- все 3 ноты в виде полных аккордов, да ещё и подписав их сверху.
Про создание гармонии, как способе сочинения песни, мы подробно поговорим в отдельном уроке.
Мелодия
Теперь переходим к мелодии. Её в отличие от прошлого урока мы попробуем сделать более танцевальной. Темп оставим тот же – 120 ударов в минуту. Напомню, мы её сочиняли по 1-му пути: на основе движения вверх по ступеням от ноты до – главной ноты аккорда C#m и смещения нот ре и ми на 8-ую вправо.
Примечание: как и в прошлом уроке, я буду называть ноты без слова «диез».
2-ой путь был обратный 1-му: на основе движения вниз по ступеням от ноты фа, которая не входит в аккорд. Смещать мы их не будем, как прошлый раз – пусть они играют ровно в долях такта. Но зато также скопируем их начиная с 4-ой доли такта и сдвинем на 8-ую вправо. Так мы делали в прошлом уроке. Поэтому здесь сдвинем их наоборот на 8-ую влево. Ритм мне нравится, а высота нот – нет. Сделаем просто: поменяем ноты фа и ми местами, то есть фа опустим на ми, а ми поднимем до фа. И укоротим 4-ную ноту в 3-м такте в 2 раза. 1-ый такт готов.
Переходим ко 2-ому. Для начала сотрём ухмылку с лица последней ноты 1-ого такта, разбив её на 2. Теперь отодвинем на 8-ую 2 ноты 2-ого такта: слышится, что им тесно с предыдущей. Отлично. Но нота ре 2-ого такта звучит не очень – поднимем её на ми. Помним про принцип повторения и копируем 3 последние ноты 1-ого такта в то же место во 2-ой . Звучит хорошо, только нота фа не совсем. Помним про принцип отличия и вносим свежую ноту – соль. Она так нам помогла, что хочется её порадовать – добавить улыбку. Для этого удлиним её через меню ноты в поле Duration – длительность впишем 1:000. 1 – это 1 доля такта или 4-ть. Отлично. Заметьте: нота соль есть в составе аккорда E в следующем такте. Этот приём называется опережением – когда устойчивый звук или звук аккорда появляется в конце предыдущего такта — на 4-ть или 8-ую раньше, чем сам аккорд в следующем такте. Сравним с их совпадением . Опережение звучит интереснее. Заметьте: мелодия похожа на волну – она движется то вниз, то вверх и т.д и по ступеням. Волнообразность и поступенность характерна для удобных к пению и запоминаемых мелодий. Они не движутся только вверх или вниз и одними скачками. А здесь к тому же нету ни одного скачка. 2-ой такт готов.
Переходим к 3-ему. Для продолжения волны поставим ноту фа в середине 1-ой доли такта. Звучит близко к прошлой ноте – отодвинем на 8-ую. Поставим ми на 3-ью долю. Хорошо. Рядом с ми в 3-ей доле я не буду ставить ноту, потому что это 2 раза уже было использовано в прошлых тактах. Поэтому поставим в 4-ой доле ноту, например, ре – продолжим двигаться вниз. Ноты до ещё не было – поставим её после ре. Не звучит. Тогда поставим ми . Но 2 хода ре-ми уже есть в прошлых тактах. Сделаем фа-ми. Звучит не выразительно. Поднимем их на ступень. Годится. 3-ий такт готов.
Примечание: мы пошли по более длинному пути в сочинении – в основном выбирали по одной ноте и слушали. Но этого же итога работы можно было достичь проще. Судите сами: скопируем ноты из 1-ого такта во 2-ой и 3-ий и чуть поправим. 2-ой такт – 1-ую ноту фа заменим на 8-ую и сдвинем на неё же вправо, а последнюю поднимем на соль и заменим на 4-ть. 3-ий такт – все ноты сдвинем на 2-ую долю, из последних ре-ми сделаем соль-фа. Согласитесь, так намного быстрее.
То есть у композитора есть 2 метода сочинять:
1 – понотный — писать всю мелодию по нотам, выбирая длительность, место и высоту каждой ноты;
2 – шаблонный — написать только 1-ый такт, а потом скопировать его в остальные и чуть видоизменить. Это позволит сделать мелодию более цельной и соблюсти принцип повтора.
4-ый такт сделаем отличающимся. Это правило создания мелодии: можно повторить фигуру 3 раза без или с изменениями, но в 4-ый раз она должна отличаться. Найдём эти отличия.
1 – во всех прошлых тактах 2-ая половина 2-ой доли пустая. Поэтому поставим ноту в неё в 4-м такте, например, ре.
2 — ещё не было мест, где бы одна и та же нота повторялась рядом. Поэтому снова напишем ре.
3 –нет мест, где бы играли 3 ноты подряд – везде или 1 нота, или 2, чётко отделённые от остальных.
Поэтому добавим ещё ноту рядом и повыше – ми. Но ми звучит не законченно, потому что она неустойчивая – не входит в аккорд B. А нота фа входит, поэтому поставим её. Заметьте, что в 1-2 тактах устойчивая нота ми – на ней зависает мелодия при своём движении и она есть в составе обоих аккордов.
Такая нота называется опорной – с помощью неё мелодия опирается на гармонию. Только у C#m нота ми терция, а у A – квинта. Даже если во 2-м такте повторит аккорд C#m, всё равно будет звучать хорошо, но более грустно. А вообще давайте поднимем у A терцию на октаву – так будет звучать чище и светлее и заодно послушаем всю мелодию целиком.
В конце покажу, что бы у нас получилось с применением другого приёма сочинения – укорочении длительностей нот в 2 раза. Сначала было движение вниз 4-ями от фа.
Выделим их и нажмём Process -> Length – длина. Впишем 50% — укоротить в 2 раза. Звучит не выразительно – поднимем их на ступень. Так лучше. Продолжим движение вниз нотой ре. Хорошо. Если дальше идти вниз на до, то получится будто мелодия кончилась. Ещё ничего не сказали, а уже точку поставили. Поэтому поднимемся на ми. Отлично.
Дальше проще: копируем последние 3 ноты в 4-ую долю. И опять копируем, но в следующий такт на 2-ую долю. Простая и цепляющая мелодия. Проверим другой вид нот – из 2-ого такта уберём 1-ую ноту ми, а ре сдвинем на её место. Тоже неплохо. Вернём назад и просто сдвинем 3 ноты на 8-ую назад. Оставим так. Согласитесь, ничего сложного – двигать ноты и выбирать звучание.
Теперь копируем оба такта в соседние и слушаем, что можно поменять . В 2-ом такте длинная пауза – половинная. Надо заполнить, например, подходом к ноте соль через ноты ми и фа.
Этот приём называется затактом – когда фраза мелодии начинается не в начале такта, а до него. Это ясно слышно при её прослушивании с середины 2-ого такта. 3-ий такт – уберём ноту ре. Хорошо. Ещё поднимем ноты ми-ре на высоту соль-фа, чтобы звучало выразительней. Как видно, опять опережение – нота фа раньше, чем она же в аккорде. 4-ый такт – уберём 1-ую ноту, так как звучит скомкано. Так посвободнее.
Теперь для свежести звучания добавим скачок вверх на кварту – 4 ступени до ноты си. Теперь после неё скачок вниз на сексту – 6 ступеней до ноты ре. Да, её можно отодвинуть правее. Опустим ноту ми на ре. Снова добавим ре в 4-ой доле. Звучит незавершённо и мелодию можно продолжить.
Я вне урока добавил 2 простых продолжения. Послушаем и быстро разберём их. Вот 1-ое. Как видно, это просто ровная игра одной и той же ноты в каждом такте 8-ыми ровным ритмом на каждую 4-ть, только со связками между тактами. И все ноты аккордовые: ми в 1-2 тактах, соль в 3-ем и ре в 4-м. Можно разнообразить мелодию, добавив по 1 ноте на ступень выше в половине 3-ей доли во всех тактах. Это будет выглядеть, как в 4-м такте.
А вот 2-ое продолжение Отличие от предыдущего одно – во всех тактах нота с начала 3-ей доли сдвинута на 8-ую назад. Ну и в 3-ем такте нота ля поднята до си. Так что теперь у нас есть, из каких мелодий выбирать при создании песни.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с простыми приёмами сочинения мелодии на готовую гармонию. Поняли, что мелодия опирается на неё опорными нотами и от разных начальных точек в сочинении можно получить разные мелодии на одни и те же аккорды. В следующем уроке мы дадим мелодии отдохнуть и поговорим про сочинение гармонии и ритма.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.