ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 3-ий видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём вкратце рассмотрен простой для новичка способ сочинения музыки — на нотоносце с последовательным созданием гармонии, а потом мелодии на её основе. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:42 – 3 отличия в сочинении от предыдущего урока
01:22 – смена тональности в Sonar 8 — добавление чёрных клавиш
02:25 – подход к написанию гармонии одиночными нотами
03:03 – 3 вида контура гармонии — ломаный, восходящий, нисходящий
04:15 – сочинение гармонии: работа с контуром
05:15 – сочинение мелодии: определение ограничений и отправной точки
06:25 – смещение нот мимо долей такта и известный гитарный рифф
07:38 – создание мелодии в 1-ом такте и копирование его во 2-ой
08:10 – простой способ продлить ноты и ноты с точками
09:04 – создание мелодии в 3-ем такта
10:52 – создание мелодии в 4-м такте, проверка 2-х окончаний
12:38 – противопоставление тактов №3 и №4 тактам №1 и №2
13:42 – прослушивание всей мелодии и удлинение её до 8-и тактов
15:57 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы снова будем сочинять гармонию и мелодию на нотоносце, но последовательно и затронем вещи, не озвученные в прошлом уроке. Приступим.
Основная часть. Sonar готов к работе: новый проект создан, фортепиано добавлено, нотоносец с 2-мя ключами открыт.
Отличий в работе от прошлого урока 3:
1 — сначала мы сочиним гармонию в басовом ключе длиной 4 такта, а уже потом на её основе напишем мелодию в скрипичном ключе. Этим способом я пользуюсь чаще всего. Гармония создаст настроение, а уже опираясь на него легче создать соответствующую ему мелодию.
2 – мы сочиним более простую мелодию и за 1 подход, а не за 2. То есть мы не будем сначала строить контур мелодии, а потом его уточнять – напишём её сразу.
3 – задействуем чёрные клавиши, что разнообразят звучание. Для их добавления нужно просто поменять тональность проекта через меню Insert – вставка -> Meter Key Change и из списка выбрать любую наугад.
Сейчас выбрана тональность C – до-мажор без знаков у ключей – только белые клавиши фортепиано. К примеру, выберем E – мажор c 4-мя диезами у ключа. Sharp – с англ. «диез» и ещё острый – мы повышаем ноту и этим обостряем её звучание. На каких линейках и промежутках написаны диезы, те ноты во всех такта и будут повышены. Здесь это До, Ре, Фа и Соль.
Примечание: при объяснениях я не буду к этим нотам добавлять слово «диез», чтобы не удлинять речь. Но они при этом будут с диезом: видно, что при написании ноты с выделениём её красным слева появляется диез. Но потом он улетает к ключу. Темп выставлен 120 ударов в минуту. Теперь всё готово к сочинению гармонии.
Сочинение гармонии
Берём целую длительность, и ставим любую ноту на нижнем нотоносце – например, До. Гармония в 1-ом такте готова.
Заметьте: мы пишем 1 ноту, хотя можно сразу писать аккорд – сочетание из 3-х нот. Но для простоты и быстроты создания гармонии я советую сначала писать именно одиночные ноты. Потому что они тоники – нижние и главные ноты аккордов. И то, как они следуют по тактам друг за другом, и определяет главным образом характер гармонии.
Это тоже контур, как мы рисовали в мелодии, только здесь он в гармонии.
И тоники могут образовывать 3 вида линий – ломаную, восходящую и нисходящую.
- Ломаное движение – это чередование ходов вверх и вниз. Например, во 2-м такте идём вверх на Ми, а в 3-м опускаемся на Си и 4-м возвращаемся в До. Слушаем и определяем настроение. Оно неопределённое.
- Восходящее движение – по ступеням вверх. Оно часто используется для создания образа чего-то возвышенного и героического. Особенно, если играть квинтами – 2-мя крайними нотам аккордов.
- Нисходящее движение – по ступеням вниз. Быстро обратить движение можно выделив ноты и нажав меню Process – обработка -> Retrograde – обратить. Оно наоборот создаёт грустное и подавленное настроение.
Можно выбрать любое из 3-х движений — оставим нисходящее. Но настроение зависит не только от вида движения, но и от расстояния между нотами. Сейчас они движутся по ступеням – друг за другом, но можно расположить их и через ступень в 2 и 3 тактах . Звучит мрачновато, но 4-ым тактом можно заставить гармонию воспрянуть духом, если резко скакнуть вверх. Например, через 2 ступени. Попробуем ещё опустить ноты в 3-м такте на ступень. Так звучит устойчиво. Оставим так и перейдём к сочинению мелодии.
Сочинение мелодии
Попробуем сделать её более медленную, в отличие от мелодии прошлого урока. То есть без коротких 16-х нот, а в основном с 4-ями и 8-ми. И ноты мы будем опять только двигать и дробить без других приёмов сочинения. Это полезно: любые ограничения развивают музыкальное мышление.
Берём 4-ную длительность и ставим любую ноту на верхнем нотоносце. От её устойчивости и дальнейшего движения вверх или вниз зависит общий посыл мелодии. И на одну и ту же гармонию можно создать разные по образу мелодии. Так если поставить ноту До – главную в аккорде и двигаться вверх по ступеням, то звучание будет твёрдое и призывное. Это 1-ый путь.
Наоборот, если поставить ноту Фа, которой нет в аккорде и двигаться вниз, то звучание мягкое и лиричное. Это 2-ой путь. И задача композитора — выбрать из множества путей развития мелодии с какой ноты начать и куда идти.
Сейчас я покажу 1-ый путь, а в следующем уроке – 2-ой. Итак, напишем 3 восходящие 4-ные ноты. Слушаем. Пока ничего интересного – ритм ровный и все ноты играют в долях такта. Это особенно заметно с включенным метрономом.
Но ноты могут и играть мимо долей – в промежутках между ними, если их сдвинуть на 8-ую длительность вперёд. И сочетая игру нот в долях и мимо долей можно создать интересную мелодию. Выделим четверти и, зажав клавишу Ctrl, скопируем их начиная с 4-ого такта. Теперь сдвинем их на 8-ую вперёд.
Так получится распространённый ритмический рисунок – 3 в долю и 3 мимо. На нём основан известный гитарный рифф из песни Deep Purple – Smoke On The Water. Но мы повторятся не будем, поэтому вернёмся к исходным 3-м нотам и сдвинем вперёд 2 из них, а 1-ую – оставим. Мелодия в 1-м такте готова.
Во 2-м такте можно повторить фигуру из 1-ого. Но буквальное повторение звучит скучновато и даже незначительное изменение может разнообразить звучание. Так можно разбить 1-ую 4-ную ноту на 2 8-ые. Уже лучше.
Но мне не нравятся 8-ые паузы между нотами – хочется заполнить их и сделать игру более связной. Для этого перейдём в вид раскладки фортепианной клавиатуры с помощью кнопки Piano Roll. Здесь ноты выглядят как прямоугольники.
Сначала выбираем инструмент «Стрелка» и с зажатой клавишей Ctrl выделяем все ноты, после которых есть паузы. Теперь берём карандаш, хватаемся за правый край любой из выделенных нот и продляем их до начала следующих.
Теперь вернёмся в нотный стан. Как видите, паузы исчезли и справа от удлинённых нот появились точки. Они продляют длительность ноты на её половину. То есть теперь это не просто четверти, а четверти с половиной.
2-ой такт готов. Переходим к 3-ему. Если снова скопировать туда фигуру из прошлых тактов, то будет звучать скучно, потому что её музыкальный смысл уже исчерпан и хочется чего-то нового.
В этом и состоит умение композитора: найти золотую середину между повторением и разнообразием.
Если чрезмерно повторять фразы мелодии – она будет надоедливой и скучной.
Наоборот, если избегать повторений – мелодия будет сложной и трудно запоминаемой.
Добавим новую ноту, которой ещё не было – например, фа. Не впечатляет. Попробуем соль. Звучит хорошо, но мне хочется сберечь эту ноту на потом. Поэтому попробуем ноту внизу – си. Отлично. Напишем 2 4-ные ноты по ступеням вверх от неё – до и ре. Звучит не очень – хочется выдержать паузу после ноты си. Сделаем её половинной вместо 4-ной. Так лучше, но ноты до и ре не дают цепляющего звучания. Попробуем поднять их на ступень до нот ре и ми. Можно оставить и так. Тогда в 4-м такте можно повторить ми и спустить в середине его на ре.
Но мы вернёмся на шаг назад и попробуем поднять 2 последние ноты 3-его такта ещё на ступень – до нот ми и фа. Так ещё лучше звучит, потому что нота фа вносит новый оттенок мелодии. Выберем ноту после неё в начале 4-ого такта, например, соль.
Не пойдёт – она меняет характер мелодии: до этого 2 такта мы говорили о чём-то серьёзном и тут появился намёк на веселье.
Поставим ноту фа. Неплохо, но оставим её на потом – сдвинем на 2-ую долю. Проверим ноту ми . Не звучит + это скучное повторение нот. Проверим ноту ре. То, что надо. Ре – устойчивый звук, потому что он входит в состав аккорда B.
Видите, как тщательно нужно выбирать ноты, потому что одна неверная может ухудшить впечатление от всей мелодии. Чтобы сделать ритм интереснее, мне хочется сдвинуть ноту ре на 8-ую назад. Отлично. Смотрите, как широченная улыбка у ноты – значит мы на верном пути.
Ну и 4 такт, как обычно, закрепляет смысл и подводит итог всей мелодии. Если до него ритм был со смещением нот мимо долей, то здесь пусть они играют в долю. Мне хочется повторить ноту фа.
И как 1-ый и 2-ой такты похожи, так пусть будут похожи и 3-ий с 4-ым. Для этого скопируем 2 последние ноты 3-его такта на то же мест в 4-ый. Но звучит не завершено и повторяется движение нот сверху вниз. Поменяем их местами, чтобы они двигались снизу вверх. Но нота фа не ставит точку в мелодии. Попробуем опустить её на ми. Годится. Теперь послушаем всю мелодию целиком.
Последняя правка: сделаем предпоследние ноты в 3-ем и 4-ом такта 8-ми, чтобы они не звучали вместе с последними.
Но это ещё не все: пока что мелодия у нас 4-х тактовая. А мы сделаем её 8-ми тактовой. Для этого выделим и скопируем её с вместе с гармонией в соседние такты, удерживая Ctrl. Слушаем и решаем, что можно поправить.
В 5-ом такте уберём ноту до в начале, потому что ми с прошлого такта здесь играет ми. Но тогда после неё образуется длинная пауза. Вернём ноту до и сдвинем её на 4-ть вперёд. Так лучше.
В 7-ом хочется свежести в звучании, но нота си этого не даёт. Помните, ранее я сказал, что хочу сберечь ноту соль. Теперь её час наступил: напишем её вместо ноты си. Отлично, но ми после неё звучит не очень. Попробуем фа. Это лучше, но после неё опять фа. Сделаем из неё ми. Замечательно. Теперь послушаем всю мелодию целиком. Итак, у нас получилась призывная мелодия в маршевом духе.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с простым способом создания мелодии после сочинения гармонии. Поняли, что гармония создаёт настроение и на её фоне проще писать мелодию сразу без её контура, лишь меняя ритм написанных нот. В следующем уроке мы сочиним другую мелодию на эту же гармонию, но в другом духе. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.