Урок 25 — заключение: припев

Работа композитора. Заключение Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 25-ий и последний видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём на практике разберём 3 простых приёма сочинения музыки. Потом вспомним основные знания из прошлых уроков и на их основе и с помощью электроклавишника, голоса, нотоносца, пошагового секвенсора и блокнота сочиним с нуля сочиним гармонию, мелодию, ритм и текст для припева будущей песни. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 25 - Заключение | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – приём сочинения №1 — разворот нот мелодии + правка гармонии
02:30 – приём сочинения №1 — правка 2, 3 и 4 тактов мелодии
05:22 – приём сочинения №2 — пение новой мелодии на фоне готовой + полифония
07:17 – приём сочинения №2 — выбор тембра для новой мелодии и текст для неё
08:44 – создание гармонии и арпеджио на электроклавишнике для приёма №3
10:07 – приём сочинения №3 — укорочение нот в 2 раза и игра их на фоне длинных
12:11 – припев песни: шаг №1 — создание гармонии на электроклавишнике
14:32 – припев песни: шаг №1 — правка и доработка гармонии на нотоносце
15:59 – припев песни: шаг №2 — создание мелодии пением под гармонию
18:02 – припев песни: шаг №3 — создание ритма в пошаговом секвенсоре
19:42 – припев песни: шаг №4 — создание текста к мелодии песни в блокноте
22:42 – заключение: выводы по уроку


3 приёма сочинение музыки

Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы на практике вспомним и задействуем 3 средства работы композитора и изучим 3 простых и действенных приёма сочинения. Приступим.  

Приём 1 — разворот нот в обратную сторону

Вот мелодия из урока 2. Сочиним на её основе другую мелодию с помощью приёма №1 — разворота нот в обратную сторону на нотоносце. Выделим 3 такта и нажмём Process – обработка -> Retrograde – обратить.  Слушаем.  Звучит не очень — правим ноты.

1-ый такт:  первые 3 ноты звучат невыразительно на фоне аккорда Am, потому что ноты си нет в его составе. Поднимем их на ступень, чтобы си стала его средней нотой – до. Фа звучит низковато и не очень хорошо — поднимем на октаву. Двигаем её вниз, пока не найдём приятное звучание.   Ми не пойдёт. А вот ре — да.   Нота ля в слабой доле и ритм не интересный. Сдвинем её левее на сильную долю. Уже лучше, но ля звучит не выразительно. Пробуем вместо неё до. Неплохо, но звучит грустно. Заменим Am на C. Dm после него звучит не очень – заменим на Am и послушаем гармонию отдельно от мелодии. Годится: это простая тональная последовательность C-Am-F-G. Вернёмся к мелодии.

2-ой такт: мне не нравятся 2 вещи: 1 — повторение и остановка на ноте ре – не из аккорда Am. Заменим её на до. 2 – пауза после неё, как в 1-ом такте, что тормозит развитие мелодии. Заполним её нотами си и до. Так лучше. Ноту «до» в 3-ьей доле поднимем на «ре». А скомканный ритм расправим сдвигом 2-х нот в конце на 16-ую вправо. И заменим их на движение вниз. 

3-ий такт:  удалим ноты и скопируем в его начало 1-ую половину 1-ого такта, а в середину 2-ую половину 2-ого + ноту ре в середине опустим на до. 

4-ый такт: изменим контур из половинных нот на такой: си-ре и в следующем такте окончание на тонике – ноте до. Можно также добавить туда аккорд C. Теперь дробим ноты на мелкие. Укоротим си вдвое и поставим во 2-ой доле для разнообразия свежую ноту, которой ещё не было. Здесь подойдёт соль – главная нота аккорда G.

После неё подойдёт нота си из него же или повторение до — разницы особой нет, потому что нота не опорная, а промежуточная.   Ноту ре для разнообразия ритма разобьем на 4 16-ые ноты. Уберём 3-ью из них. И поставим си в середине 4-ой доли.  Мелодия готова. Итак, мы применили 1-ый приём сочинения на нотоносце.

Приём 2 — пение новой мелодии на фоне готовой

Вот мелодия из урока 14. Если одновременно и согласованно с ней будет звучать другая самостоятельная мелодия, то получится контрапункт – с англ. counter point – нота против ноты.

Это уже полифония – в переводе многоголосье – совместное звучание 2-х и более мелодий. Для этого применим приём №2пение новых нот в другом ритме. Да, петь можно не только на фоне гармонии, но и на фоне другой мелодии.

Чтобы чётко разграничить 2 мелодии, нужно учесть 3 вещи:

  1. Регистр — мелодия звучит в верхнем регистре. Поэтому новая будет звучать на октаву ниже – в среднем.
  2. Ритм – у исходной мелодии он отрывистый в виде 16-ых нот. Поэтому у новой ритм будет проще — плавный в виде 8-ых нот.
  3. Фразировка — начала и окончания фраз 2-х мелодий, которые должны отличаться. Так, если у исходной мелодии начало в 1-ой доле такта, то 2-ую начнём со 2-ой доли. Стараемся по возможности, чтобы одна мелодия звучала в паузах другой.

Слушаем мелодию и напеваем сначала про себя, а потом вслух ритмослоги – на-на. Теперь нужно снять ноты мелодии с голоса. Как это делать было в уроке 13. В итоге мелодия выглядит так. Но из-за одинаковых тембров обе мелодии плохо прослушиваются. Поэтому озвучим контрапункт отличным от фортепиано тембром: найдём его в синтезаторе Wavestation от фирмы Korg перебором разных предустановок.

Заметьте отличия контрапункта от исходной мелодии: начальные ноты его фраз звучат в паузах, их в тактах в 2 раза мень-ше, ритм более разряженный и фигуры в общем гораздо проще и однообразнее. А общее у них то, что обе мелодии сосредоточены на ноте ля.

Я вне урока прописал под нотами текст на любовную тематику. Слушаем и мысленно напеваем его. Итак, мы примели 2-ой приём сочинения голосом.

Приём 3 — укорочение нот в 2 раза

Для показа 3-его приёма подключим к Sonar-у электроклавишник. Об этом мы говорили в уроке 7. Возьмём за основу простую гармонию, например, F-Dm-Bb-C.  Играем на их фоне простую ровную однообразную ритмическую фигуру половинными нотами, например, фа-ми-ре-до. Хотя можно и украсить – сыграть под 1-ый аккорд фа-ми-до-ре, а под 2-ой фа-ми-соль-фа. Запишем игру в нотах.  Для ровности по высоте опустим верхние ноты аккордов F и Dm на октаву. А для разнообразия звучания сменим в конце ноты на соль-фа-ми-фа.

Суть приёма №3укорочение нот в 2 раза и игра их вместе с более длинными нотами. У нас есть аккорд в течение всего такта в нижнем регистре и половинные тона в среднем.

Выделим половинные ноты, скопируем их на октаву выше и нажмём меню Process – обработка –> Length – длина. Ставим обе галочки – Start Times – время начала нот и Durations — длительности и пишем 50%.   В итоге ноты сожмутся по положению и длине наполовину. Слушаем.

Теперь выделяем 4-ные ноты и повторяем предыдущие действия – копируем на октаву выше и сжимаем.

Удалением отдельных нот из самой верхней партии можно получить мелодию. Так в 1-ом такте уберём 2 ноты в середине и одну в 4-ой доле, а во 2-ом такте – 1-ую и 4-ую. Скопируем полученные партии в остальные такты. Теперь сделаем так, чтобы каждые 4 такта добавлялась более короткая партия. Таким простым приёмом можно получить вступление к песне.


Сочинение припева песни

Теперь соберём знания прошлых уроков воедино: сочиним припев песни по распространённой схеме: гармония — мелодия — ритм — текст. Причём разделим их по средствам сочинения: гармония — инструмент, мелодия – голос – их обе мы поправим на нотоносце, ритм – пошаговый секвенсор, текст — блокнот.

Шаг 1 — создание гармонии припева

Подшаг 1 — поиск сочетания аккордов на электроклавишнике

Нужно выбрать настроение песни – грустное или радостное. В 1-ом случае нужно начать игру с минорного аккорда, как то Am. А во 2-ом случае – с мажорного, A. Для этого поднимем среднюю ноту аккорда на полутон. Сочиним светлую гармонию. 2-ой аккорд тоже нужен мажорный. Раз A – это аккорд I-ой ступени тональности, тогда нам подойдёт аккорд V ступени — доминанта в виде E. Об этом мы говорили в уроке 14.

Но он звучит высоко, поэтому опустим его на октаву.   Раз гармония шагнула вниз, то теперь логично шагнуть вверх на ступень – F. Но он звучит вроде благозвучно, но с подозрительно чужим оттенком. Скорее всего, он не из той же тональности, что и прошлые аккорды. Тогда поднимем все его ноты на полтона – вместо белых клавиш жмём чёрные справа от них.  Так звучнее и это аккорд F# — от VI ступени. Но в теории она минорная, если на I ступени мажор, поэтому делаем F#m – опускаем среднюю ноту на полутон.   Для следующего аккорда шагнём вниз до D и в итоге гармония A-E-F#m-D волнообразная – движение вниз-вверх-вниз.  

Подшаг 2 — запись гармонии в нота и её доработка

Запишем эту гармонию в нотах. Чтобы выбрать тональность, считаем число диезов перед нотами – их 3. Поэтому через меню Insert – вставка -> meter/Key Change выбираем A.

Для яркости перенесём средние ноты аккордов – терции на октаву вниз у A и вверх у других аккордов. Но терция в басу звучит не очень. Отменим перенос и сделаем наоборот: тонику поднимем на октаву, а квинту – опустим. И добавим тонику в басу для жирности.

Чтобы гармония звучала ровно, ноты должны быть в одинаковом количестве у аккордов и располагаться примерно на одной высоте. Для этого у всех аккордов опустим на октаву квинту и добавим по одной ноте – соответственно тонику, терцию, тонику.   Звучит полнее и ярче. Теперь перенесём гармонию на струнные. Гармония готова.

Шаг 2 — сочинение мелодии припева голосм

Слушаем гармонию и напеваем сначала длинные тона, а затем уточняем ритм более короткими. 

Теперь переводим спетые звуки в ноты на фортепиано с помощью нотоносца. Скорее всего, это будут ноты в составе аккордов.

1-ый такт: звучит устойчиво и монотонно. Значит это тоника A — нота ля. Рисуем ею ритм пения. 

2-ой такт: здесь за основу взята терция E – нота соль. В конце такта явно слышно движение по ступеням вверх. Заметьте: в 1-ом такте начало мелодии с сильной доли, а во 2-ом — со слабой.

3-ий такт: ноты и ритм, как в 1-ом такте. Только 2-ая нота из группы выше и си, а не ля.  

4-ый такт: здесь слышен скачок вверх и возможно на ноту ре – тонику D.   И дальше движение вниз с ритмом из 2-ого такта.   Мелодия готова.  

Шаг 3 — создание ритма припева на пошаговом секвенсоре

Добавим в проект дорожку с библиотекой ударных через меню Insert — вставка –> Soft Synth – программные инструменты – Samplelord. Откроем папку Drums – барабаны -> Electronic – электронные и выберем Standard GM Drums – стандартные ударные.

В рамках сочинения достаточно прописать простой ритм, чтобы обозначить его характер – маршевый, танцевальный, песенный. Раз мелодия бодрая, напишем танцевальный ритм. Для этого открываем окно Step Sequencer – пошаговый секвенсор. О нём мы говорили в уроке 18.

Самый простой рисунок – удар большого барабана на каждую четверть, а малого – на 2-ой и 4-ой доле. Раскрасим ритм ровной игрой тарелки хэт на каждую 8ую долю. Теперь в окне дорожек ухватимся за край этого рисунка и протянем его на другие такты. Изменим партию тарелки на более подходящую – уберём 1-ый удар и добавим 4-ый.

Так лучше. И последнее – можно добавить неровный рисунок хлопка в ладоши слева, например, такой. Ритм готов.  

Шаг 4 — создание текста припева в блокноте

Сочиним текст на русском и, исходя из настроения мелодии, на радостную тему.

Меня звучание музыки наталкивает спеть о восхищении окружающим миром и жизнью, либо о детях и их воспитании в любви и заботе. Эти темы близки – пробуем совместить их в тексте.

1-ая строфапро мир: мне пришли на ум слова «как прекрасен наш мир» или «мир прекрасный вокруг». Дальше по логике его следует сохранить. Пишем – «нам его б сохранить». Вопрос – а зачем? Ответ: «чтоб в радости жизнь воцарила».

Теперь подбираем рифмы и опираемся на них смыслом для сочинения текста. К слову «вокруг» — рифма «друг». Можно обратиться к слушателю так: «посмотри милый друг». К глаголу «Сохранить» — рифма тоже в виде глагола – «полюбить».  А что именно? Ответ: всё, что есть в мире. Пишем «это всё полюбить».

Завершаем смысл ответом на вопрос: что это значит? – Пишем: «есть цель человека и сила». То есть если человек любит окружающий мир, то он сильный. Сила – рифма к слову «воцарила».

2-ая строфапро детей. Слушайте ноты мелодии: если тема определена верно, то они без труда подскажут слова для целых строчек. Я слышу такой текст: «я хочу, чтобы дети росли лишь в любви».  А что для этого надо? Чтобы родители о них заботились. Пишем: «им я обеспечу заботу».

Думаем, что ещё и для чего можно сделать. Ответ: «расскажу как устроен наш мир» и сразу напишу рифму к слову «любви» – сочетание «чтоб они». Да, рифма не явная, но допустимая. Рифма к слову «заботу» — наречие «охотно». А что я хочу, чтобы мои дети делали с миром? Конечно, чтобы «они его берегли и охотно». Текст готов. Итак, у нас есть основа из 4-х составляющих для создания песни.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с 3-мя приёмами сочинения музыки и на практике создали припев будущей песни, применив совместно знания и средства для создания гармонии, мелодии, ритма и текста.

На этом урок окончен, На этом урок, а вместе с ним и череда уроков с рассказом об основных знаниях теории музыки и показом работы композитора на практике окончена,благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! Увидимся в других уроках и курсах! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения