ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 24-ий видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём разбёрем как подбирать тембры к готовым мелодиям и их гармониям, о смешивании тембров друг с другом и влияние тембра ударных инструментов на характер звучания. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:32 – 1-ый подход к подбору тембра к мелодии — случайный
02:32 – 2-ой подход к подбору тембра к мелодии — осознанный
03:58 – влияние тембра на восприятие детских мелодий: про ёлочку и кузнечика
05:54 – подбор тембра на основ обстановки — похоронный и свадебный марш, гимн
08:17 – общее тембра и текста песни и 2 пути её создания на их основе
10:04 – подбор тембров к мелодии №1 — на тему пробуждение от сна неведения
11:19 – подбор тембров к мелодии №2 — про добро и свет в душе человека
12:51 – подбор тембров к мелодии №3 — про переселение душ
14:12 – подбор тембров к мелодии №4 — про ангелов небес
15:36 – подбор тембров к мелодии №5 — про странника в ночи
16:50 – подбор тембров к мелодии №6 — про позабытого героя войны
17:54 – подбор тембров к мелодии №7 — про воина добра и света
19:14 – подбор тембров к мелодии №8 — про счастливую любовь
19:56 – тембры ударных инструментов и их звуковые библиотеки
21:37 – создание разных обстановок — народные ударные + объёмные электронные
24:06 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы рассмотрим, как подбирать тембры к готовым мелодиям и как тембр влияет на ритм песни. Приступим.
Содержание
2 подхода к подбору тембров к мелодиям
Основная часть. В отличие от гармонии мелодию могут играть любые инструменты с высотой тона, как протяжные, так и короткие. Мелодию можно сочинить на фортепиано и потом подобрать к ней другой инструмент, а можно сразу выбрать нужный и при сочинении отталкиваться от особенностей и характера его звучания.
Вот мелодия Jingle Bells — бубенцы. На фоне звучат струнные – мягко и плавно. Чтобы подобрать тембр мелодии есть 2 подхода:
1-ый подход – случайный – наугад или по порядку перебираем тембры и слушаем, подходят ли они. Открываем в проигрывателе Samplelord папку Collections — сборники и библиотеку Real Font Bank с наборами разных инструментов. Слушаем мелодию и переключаем тембры кнопкой Next.
Это были разные звучания из группы пианино и ксилофона. Они подходят к этой мелодии: она праздничная и новогодняя, и требует мягкого и светлого тембра. Особенно хорошо здесь звучат пианино с хорусом и вибрафон. Они звучат звонко и похоже на колокольчики. Так искать тембр бывает долго, но зато можно найти свежее и необычное звучание.
2-ой подход – осознанный – выбираем тембр из близких по звучанию к обстановке и теме песни. Раз её название бубенцы, то, может быть, ими и сыграть мелодию. Но у них нет высоты тона, поэтому они могут играть только роль ритма.
Bells в переводе колокола, поэтому можно сразу из них и выбирать и искать инструмент с этим словом в названии. Можно взять мягкие тембры, например, щипание смычковых струнных пальцами, арфа, голоса.
При поиске сразу отсекаем неподходящие к мелодии тембры – резкие и твёрдые, так как они исказят её образ. Поэтому здесь не подойдут: тяжёлый удар оркестра, мрачные медные духовые, мощная искажённая электрогитара, жирный орган.
Другая мелодия «В лесу родилась ёлочка». Она детская, поэтому ей нужен лёгкий и светлый тембр. Попробуем звучание синтезатора в виде колокольчика. Если же взять тяжёлый и мрачный тембр, то это уже будет песня «В лесу родился баобаб».
Мелодию «В траве сидел кузнечик» играют на гитаре. Гитара, как и пианино, подходит для большинства мелодий – они не привязаны к какой-то определённой обстановке. А вот если к мелодии про кузнечика подключить литавры – оркестровые барабаны, то песня превратится в «Идут вперёд солдаты».
А оркестровый удар, когда все инструменты оркестра играют единую ноту коротко и резко, укрупнит образ мелодии и сделает из неё «В кустах сидит слоняра» Труба с сурдиной сделает звучание смешным.
Наоборот, если мелодия мрачная, как-то «Похоронный марш», то и тембр должен быть такой же. Причём, силой чувства можно управлять тембром: с отрывистыми струнными звучание печальное. На тромбонах мрачнее. На них же, но ещё мрачнее. Совсем тяжело звучит удар оркестра.
Наоборот, «Свадебный марш» — это праздник и торжественное событие, поэтому здесь подойдут струнные: отрывистые и плавные. Усилить торжество помогут трубы. А лучше всего здесь подойдёт церковный орган, потому что венчание происходит в церкви.
Гимны требуют торжественного и парадного звучания, поэтому здесь лучше всего подойдут трубы. Слова гимна поёт хор, поэтому и для пения мелодии гласными он тоже подойдёт.
Вывод: разные инструменты меняют восприятие одной и той же мелодии, подобно тому, как разная одежда меняет облик одного и того же человека. От тембра зависит вес или плотность мелодии. Так на флейте она звучит светло и легко. На саксофоне — плотнее и звонче. А удар оркестра делает её тяжёлой.
Сравнение тембра с текстом мелодии
Важно, чтобы тембр соответствовал характеру и образу мелодии. Этим требованием он схож с текстом: они оба для мелодии как одежда, только разных видов: тембр – чувственная, а текст – смысловая.
Отсюда можно сочинять песню 2-мя путями:
1-ый путь – тембр-текст – сочиняем музыку уже на выбранном инструменте, к примеру, на церковном органе и потом, исходя из этого, пишем текст на религиозную тему.
2-ой путь – текст-тембр – то есть наоборот. Например, сочинили мелодию на фортепиано. Потом она подсказала слова и в итоге тема песни коснулась религии. И уже зная это, мы включаем в песню орган.
1-ый путь мы затронули в прошлом уроке: думали, о чём говорит музыка в зависимости от тембров инструментов гармонии. Сейчас же рассмотрим 2-ой путь: подберём тембры к готовым мелодиям и их гармониям, когда темы песен уже есть. Их мы сочиняли и писали тексты в прошлых уроках.
Подбор тембров к мелодиям на практике
Мелодия №1 – на тему пробуждения от сна неведения. Религиозный оттенок здесь есть и мелодия воодушевляющая, поэтому гармонию я озвучил мощным церковным органом вместе с хором. Да, 2 тембра можно наслаивать друг на друга. Это живые инструменты. Мелодию для разнообразия я озвучил электронным тембром и более резким, чтобы она прослушивалась на фоне тембров гармонии.
Мелодия №2 – про добро в душе. Музыка светлая, поэтому гармония струнными в самый раз. Я выбрал более плотный и яркий их тембр в синтезаторе Blue 2, создателя Rob Papena. В нём, как и в других, готовые звуки распределены по наборам – Bank и имеют свои названия или предустановки – Preset. Здесь выбран набор Pads – электронные подложки и предустанвока Strings — струнные.
У мелодии тоже оставлено фортепиано, только для яркости оно заменено на электрическое. Для 2-ой части мелодии со словами «Вечный свет души», я попытался изобразить этот свет в виде яркого тембра, похожего на колокол. Он звучит на октаву выше, чем гармония, поэтому ещё лучше выделяется на её фоне.
Мелодия №3 – про переселение душ. Музыка таинственная, что было подчёркнуто соответствующими тембрами. Гармонию играют 2 электронных звучания – оба движущихся, но 1-ое – мягкое, а 2-ое – более резкое.
Мелодию тоже играет синтезатор, но с приёмом задержки – ноты повторяются тише после своего звучания слева и справа, что создаёт ощущение пространства. Такие звуковые украшательства уже есть внутри синтезаторов. Вместе гармония и мелодия звучат будто происходит что-то загадочное.
Мелодия №4 – про ангелов небес. Музыка светлая и про существ из другого мира, поэтому гармонию озвучивают 2 электронных тембра: 1-ый звучит будто раскрывается и играет аккорды. А 2-ой – яркий и перемещающийся в пространстве, играя арпеджио. Это кроме гармонии создаёт ещё и ритм песни. Вместе они звучат так.
Мелодию озвучивает яркий живой струнный инструмент – дульцимер. Это что-то среднее между гитарой и гуслями. Также ему добавлен объём Вместе гармония и мелодия и вправду изображают небеса с ангелами.
Мелодия №5 – про странника в ночи. Музыка тревожная, поэтому гармония играется струнными вместе с шумом дождя на фоне. Этот звуковой приём иногда используют в началах или окончаниях грустных песен с упоминанием дождя в тексте.
Мелодию снова играет яркий струнный инструмент с Ближнего востока – сантур. Он из того же семейства, что и русские гусли. И снова мягкий тембр в гармонии на фоне и резкий в мелодии ближе к слушателю. Можно вообразить лес, дождь, ночь
Мелодия №6 – про позабытого героя войны. Музыка грустная и гармонию играют 2 синтезатора. 1-ый – с мягким тембром 2-ой — с более резким. В итоге они дополняют друг друга.
На их фоне мелодию играет электро пианино опять же с ярким и чётким тембром. Да, можно было использовать живые инструменты, в частности трубы, но стиль песни был выбран изначально электронный.
Мелодия №7 – про воина добра и света. Музыка призывная и гармонию играют 2 инструмента: 1-ый – искусственные струнные – яркий и разряженный тембр. 2-ой – электропианино – тусклый и плотный тембр. Вместе они дополняют друг друга. Мелодия для соответствия теме песни играется ярким похожим на колокол тембром синтезатора с добавлением объёмного звукового пространства.
Мелодия №8 – про любовь. Эти изначальные тембры струнных и фортепиано уже подходят к музыке, поэтому их можно и не менять.
Вывод: тембр может украсить гармонию и мелодию и придать им свежесть и завораживаемость.
Тембры в ударных инструментах
Ещё тембр есть у инструментов ритма – ударных. В уроке 17 мы уже слушали разные по характеру ритмы на 3-х видах ударных – акустических, электронных и оркестровых. Если нужно, пересмотрите его – здесь повторяться не будем.
Ударные – это барабаны и разные бряцающие, шуршащие, звенящие инструменты. У них нет высоты тона и они короткие по звучанию.
Внутри библиотеки каждой клавише соответствует своё отличительное звучание – либо разное звукоизвлечение у одного и того же инструмента, либо другой инструмент.
В одной библиотеке они одни и все звучат по центру. А в другой уже другие и распределены по панораме.
Это были одиночные звуки (one shots). Но есть наборы со звуковыми петлями – по англ. loops. Это готовые рисунки с участием нескольких ударных, играемые по кругу.
Также ударные могут воссоздать атмосферу определённых народов, если задействовать их инструменты. Это образ Африки. А это образ Азии. В звучании появился оттенок непознанного и потустороннего. Особенно, если ударить в китайский гонг. Раз восточные народы связываются в сознании с духовными практиками, то их музыка и воссоздаёт соответствующие звуковые образы.
Чтобы создать по-настоящему таинственное звучание, помогут электронные ударные в купе с пространством – эхом и отражениями как в пещере, каньоне и т.д. Послушаем их в синтезаторе Punch от автора Rob Papen. При этом названия предустановок намекают на характер звуков.
Заключение. В этом уроке Вы с познакомились с понятием тембр и послушали какие инструменты могут озвучивать гармонию в песне. Поняли, что на звучание музыки и будущий образ мелодии и тему песни влияют 3 вещи: какие именно ноты играть, на какой высоте и особенно на чём.
В следующем заключительном уроке мы подведём итоги по сочинению музыки и вспомним 4 составляющие песни и 3 средства их сочинения.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.