ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 23-ий видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём разбёрем как тембр или окраска звучания музыкального инструмента влияет на настроение и характер одной и той же нотной партии. Поговорим подробно о соотношении, высоте и тембре играемых нот, познакомимся вкратце с группами инструментов гармонии. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – 5 достоинств фортепиано перед другими инструментами
01:32 – 1 — соотношение нот и их влияние на восприятие музыки
03:57 – 2 — высота нот и их влияние на восприятие музыки
06:21 – 3 — тембр нот: объяснение и влияние на восприятие музыки
08:17 – фортепиано — инструмент оценки разных нотных партий без преукрашиваний
10:14 – группа №1 — медные духовые и их влияние на настроение/характер музыки
12:20 – группа №2 — органы — церковный и электро и их влияние на музыку
13:55 – группа №3 — смычковые струнные и их влияение на музыку
15:43 – группа №4 — гитары и фортепиано — особенности звучания и влияние на музыку
18:12 – группа №5 — электронные инструменты — синтезаторы и разнообразие их звуков
20:06 – группа №5 — 2 вида звучаний синтезаторов, их названия и примеры звучаний
22:45 – группа №6 — хор людей из звуков «а», «о», «м» + заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы рассмотрим, как добывать музыкальные идеи, отталкиваясь от тембров инструментов или их звучаний. Приступим...
Основная часть. До этого мы изучали и сочиняли музыку на фортепиано – самом популярном музыкальном инструменте. 5 причин этого:
- Доступность – его легко приобрести как в физическом виде, так и в виде программы на компьютере;
- Наглядность — на нём ясно видно, где какие ноты и они повторяются по порядку;
- Лёгкость игры – для извлечения ноты нужно просто нажать на клавишу пальцем.
- Совместность — можно одновременно играть бас или гармонию левой рукой и сочинять мелодию правой.
- Всеохватность – у фортепиано большой диапазон нот – 88 клавиш в 3-х регистрах – нижнем, среднем и верхнем.
На восприятие настроения и характера музыки влияют 3 важные вещи в нотах: их соотношение, высота и тембр. Рассмотрим их по порядку и сравним с изобразительным искусством.
Содержание
Влияние на музыку соотношения нот
1-ая вещь – соотношение нот — как сочетать друг с другом тона и полутона при игре.
Построим от ноты «до» 3 движения:
- Одни полутона – игра по соседним клавишам фортепиано. Это даёт тревожное звучание – будто оса кружит над головой. Это хроматика – от греч. chroma – «цвет» — мы шагаем по всем оттенкам цветов плавно как на палитре художника.
- Одни тона – игра через одну клавишу. Это даёт волшебное, загадочное звучание – будто дед мороз колдует. Это диатоника – от греч. диа – «через», тон – «звук» – мы шагаем через ноту по ступеням как по отдельным цветам.
- Смесь тонов и полутонов – игра по ним в разных сочетаниях. Это даёт разное настроение: светлое – игра по белым клавишам, грустное – нота ми опущена , таинственное или восточное – нота ре опущена.
Также от расстояний между нотами зависит гармония. Так 2 безликих интервала — квинта и октава вместе дают безликое звучание. Безликая квинта + грустная малая терция через октаву – грустное. 2 резких сочетания – тритон и большая септима – тревожное.
Влияние на музыку высоты нот
2-ая вещь – высота нот — в каком регистре или октаве их играть. Соотношение между нотами при этом остаётся прежним – передаваемое чувство не меняется, а меняется его сила. Так если опустить все ноты на октаву, то безликое звучание станет мощнее, грустное – тревожнее, тревожное – страшнее.
Вот сочетание одних и тех же нот – фа и ми, но на разных высотах. Послушайте. Между фа и ми – 1 полутон или малая секунда. И на разных высотах её оттенок звучания меняется. Так в среднем регистре она звучит тревожно, в высоком – слегка грустно, а в низком – страшновато.
Высота нот в музыке как яркость в рисовании: ниже – темнее, выше – светлее. Даже есть выражение «сгущать краски» — изобразить обстановку хуже, чем есть. Именно поэтому похоронный марш звучит в низком регистре. Если его же сыграть высоко, то его трагичность сглаживается.
Сравним с жизнью: низкие ноты – это слоны. Их стада бегают по земле, где места мало. Поэтому им тесно: они сталкиваются и ворчат друг на друга – звучат неблагозвучно.
Высокие ноты – это птицы. Их стаи летают в воздухе, где места много. Поэтому им свободно: они не сталкиваются и отлично ладят – звучат благозвучно.
Хорошо, но ведь одна и та же нота на разных высотах тоже звучит с разным оттенком. Внизу нота звучит грязнее, а выше – чище.
Влияние на музыку тембра нот
Это связано с 3-ей вещью – тембром или окраской звучания.
Поясню: белый цвет – это смесь 7 цветов радуги. Каждый цвет – отдельная световая волна со своей частотой. Также и звук музыкального инструмента – смесь звуковых волн разных частот. От их состава и соотношения в звуке и зависит тембр.
Чтобы их увидеть, добавим на дорожку с фортепиано расщепитель спектра через правый щелчок по пустой корзине звуковых приборов и выбор Audio FX -> Signal Analyzer. Шкала по вертикали — уровень в децибелах, а по горизонтали – частоты в герцах.
У низкой ноты разные волны в виде всплесков прилегают плотно друг к другу – звучит грязно. Но чем нота выше, тем всплесков меньше и они реже – звучит чисто.
Но на слух это всё ещё фортепиано. Если же озвучить одну из нот скрипкой, то состав частот будет другой – их больше и спад у них более плавный. В итоге у скрипки форма звукового колебания более сложная, чем у фортепиано. Это отличие и есть разница в тембре. Благодаря ей слух отличает один музыкальный инструмент от другого. Тембр – зависит от величины, формы и материала инструмента.
Если сами ноты – это манекен, то тембр – одежда. Фортепиано – это обычная одежда, особенно в среднем регистре: звучит без особой окраски. Поэтому на фортепиано можно оценить красоту мелодии и гармонии без приукрашиваний в отличие от той же скрипки. Послушайте 4 заготовки в разном настроении – светлом, героическом, грустном и загадочном.
6 групп музыкальных инструментов и их тембры
Тембр в музыке это как средства в рисовании – цветные мелки, карандаши, фломастеры или краски. Один и тот же рисунок созданный разными средствами будет отличаться. Также и игра нот разными тембрами может создать разное настроение.
Убедимся в этом с помощью проигрывателя звуковых библиотек Samplelord. В нём в окне справа выбирается музыкальный инструмент из групп. Выберем Piano -> Acoustic -> Grand Piano – рояль и нажмём Load — загрузить.
На клавиатуре можно играть мышкой: левая кнопка — зажатие клавиши с отпусканием, а правая – без. Теперь послушаем как одни и те же ноты звучат в разных облачениях. Начнём с гармонии – её играют инструменты с протяжным звучанием.
1-ая группа — медные духовые
1-ая группа – Brass — медные духовые – трубы и тромбоны.
Они дают 2 вида звучания: 1 – тревожное – это низкий регистр и преобладание тромбонов. Омрачить звучание можно игрой малой секунды. Аккорд Dm здесь звучит мощно.
2 – героическое звучание – это средний регистр и преобладание труб. Это была призывная кварта.
Угнести звучание можно тритоном. Аккорд Dm здесь звучит грустно. Медные духовые уместны для показа торжества, напряжения, таинственности и придают нотам мощь.
2-ая группа — органы
2-ая группа – Organ – органы. Их 2 основных вида:
1 — церковный — с красивым и насыщенным тембром. Аккорд Dm звучит мощно. Этот орган уместен для воспевания религиозной тематики песни и придаёт нотам мощь.
2 – электроорган – с разными тембрами – колеблющимся, чистым, мягким, с придыханием.
3-ья группа — смычковые струнные
3-ья группа – Strings – смычковые струнные – контрабас, виолончель и скрипка.
Как и медные духовые они дают 2 вида звучания:
1 – мрачное – нижний регистр и преобладание контрабасов.Малая секунда на них – основа музыки к фильму «Челюсти» про акул.
2-ое звучание – героическое – средний регистр и преобладание виолончелей.
Торжество можно показать отрывистой игрой на струнных. А призывность – протяжными нотами. Кроме того, игра щипанием струн пальцами даёт загадочное звучание. А ещё мягкие и протяжные струнные подходят для песен о любви.
Вывод: струнные — разносторонние по звучанию, поэтому их часто используют в песнях как фон.
4-ая группа — пианино и гитары
4-ая группа – Piano & Guitar – пианино и гитары.
Я объединил их по 2-ум причинам: 1 – у них похожие звучания: его создают струны;
2 – звучание затухает после ударов по струнам. Поэтому они хороши для показа гармонии в виде арпеджио.
Слушаем акустическую гитару. А вот чистая электрогитара. Она зазвучит мягче, если приглушать ноты во время игры. Она зазвучит мощнее, если сигнал с неё перегрузить — Overdrive. И ещё мощнее, если исказить – Distortion.
Теперь её звук может длиться весь такт.
Пианино, как и гитара, тоже есть 2-х видов – акустическое и электрическое.
Акустические в целом схожи по звучанию, но есть отличия в яркости и резкости.
Электропианино звучит более хрустально. А более мягкое придаёт звучанию оттенок загадочности и космоса. Видите, как смена инструмента значительно меняет звучание. И это всё были только живые инструменты. Но есть ещё электронные.
5-ая группа — синтезаторы
5-ая группа – Synth – синтезаторы. У них большее разнообразие звучаний. Они могут изображать живые инструменты и создавать новые тембры. Вот искусственные струнные. Они есть приглушённые и яркие.
Это чистые звучания, а есть с вкраплениями других звуков. Это создаёт обстановку и настроение таинственности.
Это неподвижные звучания. Если к ним добавить движения в виде звуковых эффектов, то они подойдут для изображения космоса. Особенно, если при этом играть аккорды sus – с задержанием
Тембр фона помогает выбрать тему песни. Если церковный орган связан с религией, то электронные звуки наталкивает петь про космос, будущее, неизведанное.
Ещё звучания делятся на 2 вида:
1-ый вид – мягкие и лёгкие – они звучат прозрачно и без напряжения.
2-ой вид — твёрдые и жирные – они звучат насыщенно и мощно.
Заметьте: в названиях библиотек часто отображены характеристики звучаний. Так God Pad в переводе «подложка Бога» звучит мощно как божественное вмешательство. Spaced Vox – космический хор. Quiet Stars – тихие звёзды – похоже на ночное небо. Послушаем заготовки нот на разных звучаниях.
6-ая группа — голоса людей
6-ая группа – Voice – голоса людей в хоре, поющие звуки «о», «а», «м». Хор как и орган есть в церкви, поэтому он тоже связан с религиозной темой песен и в песнях звучит не часто.
Заключение. В этом уроке Вы с познакомились с понятием тембр и послушали какие инструменты могут озвучивать гармонию в песне. Поняли, что на звучание музыки и будущий образ мелодии и тему песни влияют 3 вещи: какие именно ноты играть, на какой высоте и особенно на чём.
В следующем уроке мы поговорим про подбор тембров к мелодиям и роль тембра в ритме песни.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.