ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 20-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём разбёрем как написть текст к готовой мелодии из прошлого урока. Поговорим о рифмах и их качестве, о мозговом штурме и том, как нужно и не нужно писать текст. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:30 – мелодия из прошлого урока + о соответствии текста мелодии технически
01:33 – о содержательном соответствии текста мелодии + примеры
03:00 – шаг №1 — определение чувства мелодии: разбор интервалов
05:15 – шаг №2 — об определении темы/идеи песни: 4 цели песни
06:40 – шаг №2 — 1-ая фраза текста и выбор направления текста песни
08:50 – шаг №3 — сбор мыслей для текста — мозговой штурм
09:37 – важные знания о рифмах — что это и какие лучше не использовать
11:02 – о важности содержания передо оформлением на примере 3х текстов
12:59 – создание 1-ой строфы текста — критика 3-х огрехов 2-ой строки
15:00 – о старомодных словах + подбор рифмы в конце и внутри 2-ой строки
17:52 – создание 2-ой строфы текста — логичное распределение мыслей
20:20 – разбор полного текста — о смысле, рифмах и грубости в словах
21:57 – 4 достоинства и 5 недостатков созданного текста + немного психологии
23:57 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы на практике разберём написание текста к готовой мелодии. Приступим.
Основная часть. В прошлом уроке мы рассмотрели 2 шага чернового подхода при написании текста – выбрали от балды слова и создали на основе их ритма мелодию.
Теперь шаг 3 – написание к ней нормального текста.
Важно, чтобы он был согласован с мелодией в 2-х вещах:
1-ое – технически или по ритму – числу слогов и распределению ударений. Это не сложно, особенно, если отобразить их на листе бумаги в виде ритмослогов. Прослушали мелодию и обозначили ударные ноты в виде больших букв ТА, а безударные – в виде маленьких.
Чёрточками условно покажем ритм: дефисы – 8-ые ноты без пауз, тире – 8-ые паузы между нотам, вертикальная черта – разделение фраз мелодии.
2-ое – творчески или по смыслу. Это сложнее и здесь есть важное правило: чувство, создаваемое мелодией, должно быть логично связано со смыслом текста. Если мелодия грустная, то и слова должны рассказывать грустную историю героя песни. А если мелодия весёлая, то текст должен быть с положительными образами и словами хорошо, на подъёме, я счастлив.
Вот пример весёлой мелодии. Под неё логично петь такое: «Как хорошо на свете жить, я радуюсь день за днём». И не логично такое: «Как плохо всё, несчастен я, и слёзы лью как всегда»
Здесь и мелодия в разладе с текстом, и сам текст — откровенное нытьё. Оно никому не интересно и ничего хорошего в этот мир не вносит.
Вывод: мелодия – жена, текст – муж. Если они подходят друг другу, то создадут крепкую семью – хорошую песню.
Ещё сравнение: ритм и чувство мелодии – это готовый каркас для здания или манекен для одежды, а слова и смысл текста – соответственно стены или сама одежда.
Итак, для подбора текста к мелодии нужно пройти 3 шага.
Шаг №1 – определить чувство, передаваемое мелодией или её настроение. Обычно оно понятно сразу при прослушивании. Но здесь судить о нём трудно – оно не явно выраженное: и не весёлое, и не грустное.
Чтобы понять, почему так, откроем ноты мелодии в раскладке пианино — Piano Roll и разберём из каких интервалов она состоит. Именно от них и зависит чувство мелодии. Они условно есть 3-х видов – светлые, грустные и безликие.
Вначале повторение одной ноты фа – это прима. Она звучит безлико, потому что настроение появляется при звучании 2-х нот. Дальше подъём на 1 полутон – малую секунду. Она звучит грустно и тревожно. После неё скачок вниз на кварту. Звучит светло и призывно, особенно восходящая. Потом снова грустная малая секунда. Потом светлая большая терция. Далее снова безликая прима и безликая большая секунда – 2 полутона.
То есть светлые и грустные интервалы равномерно чередуются друг с другом, поэтому и нет явного настроения. Это чистая математика: безликое звучание обозначим за 0, светлое — +1, грустное — -1.
Считаем: 0-1+1-1+1+0+0 = 0. Это общее настроение 2-х фраз мелодии. А далее они повторяются на других высотах, но расстояние между нотами в основном сохраняется. Вывод: чёткого чувства у мелодии нет. Переходим к шагу 2.
Шаг №2 – определить тему и идею песни. Тема – это в целом, о чём песня, а идея – какое именно содержание из неё взять и в какой форме донести. Например, тема песни – несчастная любовь – самая распространённая, а идея – он её обидел и теперь просит прощения.
Чтобы легче их найти, нужно обозначить цель песни. Основных целей есть 4:
- 1-ая цель — передать чувство. Но здесь его нет.
- 2-ая цель — донести мысль – дать пищу для размышления или обучить чему-то.
Это подходит, потому что мелодия без чувства больше похожа на повествование. - 3-ья цель – вдохновить – придать человеку веры в себя или побудить к действию. Здесь призывного звучания нет — не та цель.
- 4-ая цель — быть фоном — для какой-то деятельности. Например, ритмичная песня подходит для физических упражнений. Но мелодия не танцевальная.
Вывод: цель песни – о чём-то спокойно рассказать. Для этого нужно вслушаться в её первые фразы, закрыв глаза и подумать, что она хочет сказать, и что именно под неё будет логично петь. При этом в голову могут сразу прийти нужные слова и уже на их основе дальше легко развить тему.
Главное – из ничего получить что-то, за что можно зацепиться или оттолкнуться — выбрать направление мыслей. Мне хочется спеть такое: «я возьму кредит и залезу в яму».
Какие именно слова придут автору в голову зависит от его мировоззрения, уровня развития и образованности. Лично я считаю %-ный кредит злом, никогда его не брал и не буду. Это моё мнение и итог обработки изученных мною знаний.
Но в песне я могу изобразить эту обстановку от 1-ого лица и рассказать о последствиях, попытаться облагоразумить слушателя. Ведь не сложно понять, что кредит – это невыгодная денежная кабала и человек из-за неё залазит в долговую яму. Это и есть суть первой строки текста.
Теперь двигаемся от частного к общему – представим, частью какой мозаики может быть этот кусочек. Видение полной картины и знания по теме облегчат написание полноценного текста.
Спрашиваем: кто этот человек, взявший кредит, на что он его потратит, какие у него потребности, а отсюда поведение и мышление.
Скорее всего, вышел новомодный сотовый телефон, и наш герой, завлечённый его рекламой и чтобы быть в моде, решает купить его. Но денег на это у него нет, потому что он не умеет управлять деньгами, поэтому он идёт в банк. А если он следует моде и зависит от чужого мнения, то ему нужна модная одежда. Ещё он хочет быть как все и боится оказаться белой вороной, ведь он убеждён: «если все так делают, значит, так и нужно и это правильно». Поэтому он не видит ничего дурного в курении и в алкоголе.
Этих мыслей достаточно, чтобы описать героя одним словом или обозначить тему песни – зомби-биоробот. Его подробное описание и будет общей идеей песни. Это один из 5-и основных типов строя психики или уровней развития человека. Другие 4 – опущенный, животный, демонический и человечный. Скорее всего, вы впервые об этом слышите. О возможных темах песен – в следующем уроке.
Шаг №3 – раскрыть тему — осветить важные мысли по ней. Для этого делаем мозговой штурм — выписываем всё, что знаем по теме и складываем в кучу. Здесь это признаки биоробота:
«кредиты, алкоголь, сигареты, мода, маты в речи, бери от жизни всё, вкусная вредная еда – как-то мясо, лицемерие, следование традициям, стереотипам, привычкам, телевизор, порнография, нет целей и планов, жить сегодня, быстрый и лёгкий заработок, деньги и материальные ценности — цель, думать только о себе, быть в курсе всех новостей, безответственность, злость в спорах, гордыня, всегда прав, не напрягает мозги, ленится и малоподвижен, врёт, нарушает обещания, хочет многого, виноваты всегда другие, все ему всё должны, а он никому, критика без предложений, покупка ненужных вещей, бардак в голове, в делах, бросает мусор, часто недовольный, обидчивый, зависим от чужого мнения, постоянно усталый, не развивается и не обучается».
С точки зрения логики, все эти признаки – вирусы в мозге человека как в системе компьютера и их нужно вычищать. Я убеждён: это суть саморазвития и задуманный Богом смысл жизни любого человека.
Итак, эти мысли – скелет для текста или содержание, а слова – мышцы и кожа или оформление. Выбираем из содержания нужное или берём всё, строим логику изложения, распределяем мысли по строчкам и облачаем их в слова с рифмами. При этом помним мелодию, смотрим на ритм из слогов и мысли.
Раз в мелодии 4 одинаковые по ритму и числу нот фразы, то и в 1 строфе текста будет 4 равновеликие строчки.
Строфа в поэзии это как абзац в прозе – раскрывает одну мысль и зрительно выделяется отступом в 1 строку. Здесь мысль – это трата денег на моду и вредные привычки.
Чтобы легче писать строчки текста, лучше сразу подобрать рифму по смыслу в конце строки, а потом заполнить её нужными словами.
2 важные вещи о рифме: 1-ое – это созвучие окончаний слов. Нужны совпадения не только их звуков и букв, но ещё и ударений. Поэтому слова «душа» и «суша» — это не рифмы. А вот множественное число — «души» и «суша» или «сушит» – рифма. И окончания слов съедаются при пении, поэтому буква «а» вместо «и» и «т» на конце 2-ого слова не влияют.
2-ое – избегать некачественных рифм, а именно таких слов:
- заезжанных — любовь/вновь,
- однокоренных — пришёл/нашёл,
- схожих — меня/тебя, туда/сюда,
- из разных языков — кайф/life, хватит/party,
- жаргонных — трепло/бабло.
Они, особенно последние, показатели скудного и неинтересного текста и посредственности поэта-пе-сенника. Поэтому важно развиваться — много читать и пополнять свой словарный запас.
Но главное в тексте песни – это его содержание: цели и смысл. А рифма и слова – лишь обёртка.
Хороший текст про добро, развитие, мудрость, борьбу со злом. Но если он восхваляет зло, вредные привычки, глупость, разврат, то это плохой текст.
Проверить его качество просто: нужно убрать рифмы и красивые слова — оголить смысл и сказать прямо о чём текст. Если сказанное не звучит глупо, значит смысл есть и наоборот.
В этом особенность песни – рифмой, музыкой и видеоклипом часто сглаживают бедность содержания.
Вот 3 примера текста, в которых технически всё в порядке – ритм и рифмы позволяют его спеть. Но смысл и ценности героя песни разительно отличаются от худшего к лучшему.
Текст №1 – «мы тусуем в клубе, и бабло мы рубим, я пацанчик чёткий — тачки, тёлки, шмотки».
Судя по жаргонам и простейшим потребностям, уровень развития человека не высок – близок к животному. И здравомыслящие люди не будут слушать такие песни. И это я ещё не сказал про матерную брань, которая не допустима в песнях.
Текст №2 — «в танце мы на дискотеке, в головах свободы ветер, парень я как все, простой – кино, еда и алкоголь».
Заметьте: жаргонов нет, но и чего-то полезного в тексте тоже. Человек мыслит на уровне выше, чем в 1-ом случае, но как биоробот. Да и слово «алкоголь» здесь в обыденном ключе и лучше его убрать, чтобы не было рекламы. Этим грешит песня Григория Лепса – Рюмка водки на столе.
Текст №3 — «с книгой я в библиотеке, в чём же жизни суть на свете, я разумный человек – совесть, мозг, семья и бег».
Согласитесь, такой текст слушать приятнее, потому что и слова хорошие, и не зазорно поставить себя на место героя песни. Ведь у него более высокие ценности и стремление к развитию.
Вернёмся к нашему тексту. Уже в 1-ой фразе есть противоречие – человек понимает безрассудство своих действий и открыто говорит об этом от 1-ого лица, но в то же время это его не останавливает.
Это идея песни – показать несоответствие. В жизни человек с трудом или вообще не признаёт свои ошибки и недостатки и даже пытается их скрыть или оправдать. А в песне наоборот, пусть человек видит их все и говорит о них честно, прямо и открыто, называя вещи своими именами.
Но с изюминкой: он вместе с этим считает вредные привычки нормой и не пытается улучшить себя. Итак, нужна рифма к слову «яму». Перечисляем всё, что приходит на ум: «маму, стану, странно».
Теперь отбираем: «маму» — далеко от смысла – отбрасываем, «стану» – кем именно, если в долговой яме – например, хоть и бедным стану. Хотя изначально герой им и был – отбрасываем.
«Странно» – люди могут удивиться, что у человека нет сотового – по себе знаю. Но здесь телефон есть, просто старой марки. Пробуем писать так: «ведь iphone не нов – люди скажут «Странно!».
Теперь критикуем написанное: 1-ый огрех – лучше не использовать производные от английских слов – iphone, facebook. 1 – они понятны не всем людям, особенно старым;
2 — это приметы времени. А надо, чтобы слова через сотни лет тоже были понятны.
И любой человек знал их значения и мог представить. А веяния моды и технологии меняются, и не факт, что они сохранятся.
2-ой огрех – людям наплевать, какой у героя телефон. Это он себе вбил в голову, что им это интересно.
3-ий огрех – «странно» – не совсем звучная рифма к слову яма. Ищем другие.
Если найти сложно, можно поменять последнее слово в прошлой строчке. Но если, как здесь, оно точно отражает смысл и хорошо звучит в мелодии, то лучше оставить.
Пробуем слово «тяма» — наоборот, более старое и не сразу понятное. Но внутри поговорки или устойчивого выражения «тяму не хватает» понятно, что тяма – это ум. И это подходит по смыслу: чтобы сознательно оказаться в глупом положении, не нужно много ума. Да и герой свои недостатки признаёт, поэтому в конце строчки можно спеть «хоть и нету тяму».
Но со старыми словами та же загвоздка, что и с новомодными: они часто непонятные, поэтому нужно быть внимательным.
Совет – после написания строчки ищём и правим в ней слабые места – двусмыслия, непонятки, бессмыслицы. 2-ая половина 2-ой строчки есть. А что писать в 1-ой?
Совет — чтобы текст был звучнее и легче писался, можно вставить рифму внутри строки. Ищем её к слову «кредит», сначала не думая и перебирая всё подряд – смердит, сердит, прикид.
- «Смердит» — старое слово, не в тему и про зловоние. Всё, что вызывает чувство отвращения, лучше не допускать в тексте.
- «Сердит» — обычное слово, но по смыслу не подходит.
- «Прикид» — плохо, что это жаргон, хотя такими словами и мыслит наш герой. А хорошо, что это мост к одной из опорных мыслей – о моде.
Пишем: «нужен мне прикид». Получается как в поговорке: встречают по одёжке, а провожают по уму. Здесь одежда красивая, а ума нет. Поэтому это понты – тоже жаргон. Так и пишем: «для понтов прикид».
Да, необычно: слова «понты» и «тяма» из разных исторических времён в одной строчке. Такого тоже лучше не допускать. Сейчас же я показываю обе стороны написания текста – и как делать надо, и как не надо. В конце я об этом скажу в выводах.
Итак, 2 строки готовы – пишем следующие 2. Важно соблюдать правило: каждая строка логически вытекает из предыдущей и переходит в следующую.
3-ья строку можно начать с обобщения – ответа на вопрос «зачем герою деньги». Пишем: «надо модным быть». А далее можно показать усердие в этом, невзирая на обстоятельства – «хоть и денег нету». Но слова «хоть и» уже были в прошлой строке и лучше не повторятся. Заменим их на слово «просто».
А дальше мозаика уже складывается как надо: к слову «нету» рифма «сигареты». И в 4-ой строке будет уточнение – «телефон купить, водку, сигареты». Но водка для понтов слишком дешёвая – заменим её на дорогое пойло «виски».
Да, в слове «телефон» ударение на «-фон», но здесь слог «те-» попал на ударную ноту. «ТЕлефон купить…» Но здесь это не режет слух, поэтому допустимо.
1-ая строфа готова. Чтобы в других строчках не повторяться, вычёркиваем мысли, что мы уже внесли в текст – кредиты, мода, сигареты, алкоголь.
Пишем 2-ую строфу. Если на какой-то мысли ступор или по логике текста не место сейчас её освещать, пропускаем её. И, наоборот, в ходе сочинения могут появиться новые мысли – их записываем. Так про маты у меня идей пока нет. Зато я вспомнил, как ещё работая преподавателем в вузе, я спросил прямо у своего курящего учащегося.
«Как вы относитесь к тому, что вами управляют как марионеткой, вы травите себя, да ещё и за деньги». На что он спокойно ответил: «А мне пофиг! Мне в кайф!».
Прямо герой нашей песни. А что: мы люди свободные, что нам скажут, то мы и захотим. Давайте эту мысль и запишем – «и мне наплевать, что мозги промыты». И дальше в тему мысль «брать от жизни всё».
Совет – для рифмы менять местами слова в одной и той же фразе. Так и сделаем: «всё от жизни брать». Этим хорош русский язык в отличие от английского, где порядок слов жёстче.
К слову «промыты» я хочу поставить слово «сытно». Оно в тему и на нём закончится мысль про еду из нашего списка. Пишем «вкусно жрать и сытно». По схожести с прошлой строфой впишем обобщение мыслей и оправдание героя – «то моя природа».
Далее уточняем в чём она – лишь получать удовольствие. Но эта фраза не влезет в ритм , поэтому меняем слова — «лишь получать» на «жить лишь в» и словоформу – в удовольство или –ве, что на 1 слог меньше. Да, это нарушение правил грамматики, но в текстах песен это допустимо, если не звучит совсем коряво. Хотя можно написать более грамотно – «поиск удовольствий».
К слову «природа» хорошая рифма «биоробот». Так и напишем – «пусть я биоробот». Герою главное не лишиться кайфа, но и не казаться при этом глупцом. Поэтому он оправдывает любой вред себе и другим — словами облагораживает безнравственные поступки.
Это лицемерие, что и пишем дальше – лицемер и «скользкий». Скользкий рифмуется со словом «удовольствий». Это качественная рифма – слова в разных частях речи и словоформах: именительный падеж у прилагательного и родительный у существительного.
2-ая строфа готова — вычёркиваем мысли. И таким способом далее пишем весь текст до конца.
Вот итоговый текст из 10 строф.
Я возьму кредит и залезу в яму,
Для понтов прикид, хоть и нету тяму,
Надо модным быть, просто денег нету,
Телефон купить, виски, сигареты.
Обдымлю других я вонючей соской,
Знайте, я не псих, часом пьяный в доску,
Отравляюсь в праздник или в перекуре,
Половые связи, места нет культуре.
И мне наплевать, что мозги промыты,
Всё от жизни брать, вкусно жрать и сытно,
То моя природа жить лишь в удовольстве,
Пусть я биоробот, лицемер и скользкий.
Кукла кукловода, меня кормят с ручки,
Средний из народа и боюсь я взбучки,
Нормы и законы чту беспрекословно,
Из комфорта зоны: лень, ТВ и порно.
Цели, планы, смысл для меня все чужды,
Быстрых денег числа, бытовые нужды,
Вечно на уме только день текущий,
Думать о себе, быть в событий гуще.
Вред последствий дел точно не тревожит,
Спорить с гневом смел, а понять мне сложно,
Правый я всегда, если нет, то гордый,
Выбирай слова, не то въеду в морду.
Ум от дум беречь, меньше двигать телом,
Мусорная речь, слово мимо дела,
Все мне всё должны, ну а я не должен,
Нет моей вины и не треснет рожа.
Обиды памятуя, мне обидеть можно,
Детям зомботу я передам надёжно.
Что вокруг творится, здесь я не причастен,
Даже что не спится — виноваты власти.
Я покритикую, но без предложений,
А с ушей лапшу я из дурацких мнений,
Не сниму — не ждите: пострадает эго,
Ем я в общепите, слыну мясоедом.
Скидка в магазине, я бегу поспешно,
Барахло в корзине — закупил успешно,
И бардак в делах, мусор, где попало,
В духе злость и страх, в теле я усталый
Среди рифм есть неявные – связи/праздник, должен/рожа, подобные по звукам – смысл/числа, составные – памятуя/зомботу я, покритикую/лапшу я.
Смысл каждой строфы можно описать 2-3-мя словами. 1-ая строфа – следование моде, 2-ая – вредные привычки, 3-ая – суть жизни — удовольствия, 4-ая – послушность и зона комфорта, 5-ая – жизнь текущим днём, 6-ая – вирус правоты, 7-ая – лень и лживость, 8-ая – безответственность, 9-ая – ложные убеждения, 10-ая – беспорядок в жизни.
Между 1-ой и 2-ой строфами добавлена ещё одна с логическим продолжением 1-ой – про вредные привычки. Здесь слова более резкие и правдивые: сигарета – «вонючая соска», а курить/пить – «травиться». И ещё грубые и просторечные: жрать вместо «есть», рожа и морда вместо «лицо» внутри выражений «рожа треснет» и «въеду в морду», мозги промыты, зомбота, дурацкий, лапша на ушах.
Такого в песнях вы не услышите и это обоснованно:
1 – песня – это плод музыки и поэзии или искусства. Поэтому и язык должен соответствовать и не опускаться до просторечий и грубостей.
2 — если цель песни помочь слушателю советом, то нужно быть ему другом и доброжелателем, а не врагом. Итак, текст был создан по схеме: выбор темы – сбор главных мыслей – их порядок – подбор рифм – наполнение строчек текста. Можете остановить видео, прочесть весь текст и пропеть его под мелодию мысленно или вслух.
Выводы о тексте. Его достоинства: 1 – небанальная тема, 2 – необычная идея, 3 – качественные рифмы, 4 – содержательный и насыщенный мыслями текст.
Недостатки: 1 – исполнитель в невыгодном свете –никто не захочет такое петь, 2 – звучит поучительно – почти никто не захочет слушать, 3 – жаргоны и резкие высказывания, 4 – не близкая по духу и не известная многим тема, 5 – двойственное чувство – вроде и весело, если слушать без вдумчивости, и печально при понимании серьёзности происходящего.
Если человек узнает в этом тексте себя, он, скорее всего, разозлится и обидится. С одной стороны люди всегда любят слышать о себе только хорошее. Но немного критики, пусть и резкой, но уместной и созидательной и всё – её источник: враг и недоброжелатель.
Но без видения своих недостатков или с маскировкой их под особенности характера нет и развития. Ведь развитие – это поиск и удаление недостатков. И его отменяет принятие себя таким, какой ты есть.
С другой стороны: из-за психологии на людей нужно влиять мягко и незаметно, чем и пользуются недобросовестные управленцы. Это важная вещь: если к музыке люди относятся беспристрастно, то с текстом надо быть осторожным – его могут принять близко к сердцу.
Да, теоретически можно опираться на любые слова и темы песен, но практически – нет. Потому что есть негласные правила его создания, например, не звучать поучительно. Но опять же почему-то противоположного правила – не отуплять, не развращать, не обманывать и не превращать людей в потребителей, я никогда не слышал. А во многих песнях именно такие посылы.
Поэтому вывод: решать о чём и как петь – дело автора-песни. Если он на стороне добра и стремится к развитию, то вправе обличать пороки, осуждать безнравственность и недостатки людей.
Но если он их прославляет, а не осуждает или осуждает, а в своей жизни не пытается даже бороться с ними, то это никуда не годится.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с написанием текста с помощью мозгового штурма и опоры на главные мысли по теме и на рифмы. Поняли, что текст нужно писать вдумчиво и осторожно, чтобы не отпугнуть слушателей, но и не изменять себе в своих убеждениях.
В следующем уроке мы снова поговорим про сочинение текста к готовым мелодиям.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.