ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 2-ой видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём вкратце рассмотрен простой для новичка способ сочинения музыки — на нотоносце с потактовым написанием гармонии и мелодии одиночными нотами. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ
00:00 – введение: суть урока
00:40 – подготовка к работе и смена ключа
01:15 – суть способа: 1-ый этап работы — создание эскиза гармонии и мелодии
02:02 – сочинение 1-ого такта — тон гармонии и контур мелодии
03:51 – сочинение 2-ого такта — выбор перехода в гармонии и контур мелодии
05:05 – дополнение гармонии квинтами и ускорение темпа
05:34 – сочинение 3-его такта — выбор перехода в гармонии
07:07 – сочинение 4-ого такта — повторение нот из 2-ого в мелодии
08:08 – 2-ой этап работы — видоизменение ритма
08:28 – обработка 1-ого такта — дробление и сдвиг нот
09:40 – обработка 2-ого такта — связь нот неровным ритмом и 16-ми нотами
10:57 – обработка 3-его такта — связь нот 16-ми и заполнение паузы
12:12 – решение о неизменности 4-ого такта как завершающего
12:21 – дополнение нот гармонии и грязное звучание в низком регистре
13:01 – сравнение мелодии после 1-ого и 2-ого этапов работы — контура и готовой
13:47 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке я покажу простой и лёгкий в освоении для новичка способ писать музыку, начиная одновременно с гармонии и мелодии на нотоносце. Он позволит хоть с чего-то начать и дойти до цепляющей музыкальной мысли и развить её. Приступим
Основная часть. В прошлом уроке мы выяснили, что для начала работы над новой песней нужно сделать 2 вещи: создать новый проект и добавить дорожку с инструментом. Это уже сделано и открыть нотный стан.
Теперь нужно сменить ключ со скрипичного на скрипичный + басовый. Для этого нажмём кнопку Layout – отображение и из списка Clef – ключ выберем Treble/Bass.
Внизу мы будет писать гармонию – длинные фоновые звуки, а вверху – мелодию – короткие ритмичные звуки. Теперь берём карандаш и начинаем сочинять.
Для начала нужно создать несложный набросок из нот – как эскиз рисунка. И если он по звучанию будет цеплять, то продолжить работу над ним.
У нас нет чёткой цели — какие настроение, характер, стилистика у мелодии в конце.
У нас есть лишь требование – сделать её выразительной и цепляющей.
И да: писать мы будем только на белых клавишах фортепиано.
Способ сочинения такой: писать одновременно гармонию и мелодию по тактам одиночными нотами. Я часто использую его, особенно при игре на электроклавишнике. Это мы рассмотрим в следующих уроках.
Достоинство способа: гармония сразу подсказывает мелодию, потому что она опирается на ноты аккордов, и разукрашивает её.
1-ый такт – берём целую длительность, и ставим любую ноту на нижнем нотоносце – например, Ля. Всё, гармония в 1-ом такте готова. 🙂
Переходим к мелодии. Для начала нужно нарисовать её контур. Это воображаемая линия из длинных нот – половинных и четвертей. Берём четвертную длительность и ставим любую ноту на верхнем нотоносце. Теперь нужно послушать её на фоне длинной ноты гармонии, описать словами как это звучит, и решить – нравится или нет.
Ля – звучит устойчиво — это та же нота, что и внизу, только выше по звучанию. Не впечатляет. Поднимем ноту на ступень выше на Си – звучит слегка напряжённо. Оставим её. Дальше нужно выбрать ноту во 2-ой доле такта.
Для ограничения будем двигать ноты по ступенькам, то есть рядом на 1-2 шага от предыдущей ноты, а не скачками. Попробуем ступень ниже — Ля. Теперь ступень выше — До. Звучит интересно. Идём дальше на ступень вверх – нота Ре. Шагнём ещё выше – на Ми. Звучит напряжённо.
Можно пойти и дальше и написать ноту в 4-ой доле, но мне хочется закрепить это напряжение. Поэтому остановимся и напишем вместо 4-ной ноты половинную.
Это можно сделать быстро горячими клавишами: нажимаю E – ластик – стираю, нажимаю D – карандаш и цифру 2 – половинная и ставлю ноту. Слушаем. Так мелодия и гармония 1-ого такта готовы.
Теперь переходим ко 2-му такту. Ставим туда целую ноту, например Соль – на ступень ниже, и слушаем переход. Звучит плоско. Повторять не будем – это скучно. Проверим ступень выше — Си. Тоже не цепляет. Ещё выше — До. Опять не то – хочется выразительности в переходе. Ещё выше – Ре. Вот это уже лучше.
Перейдём к мелодии. С прошлого такта осталось напряжение. Разрядим его с помощью спокойного устойчивого звучания – напишем ноту Ре, как и внизу. Так она будет опираться на гармонию. Но с другой стороны можно оттянуть эту устойчивость. Для этого сдвинем ноту Ре на середину такта, а в начале повторим ноту Ми. Звучит интересней и 2-ой такт готов в плане мелодии и гармонии.
Теперь для усиления и украшения звучания гармонии применим простой приём – выделим её 2 ноты, нажмём клавишу Ctrl и скопируем их выше так, чтобы между ними и копиями было пустое место. Слушаем.
Если звучание кажется медленным, можно ускорить темп – с 100 до 120 ударов в минуту.
Для гармонии в 3-м такте скопируем 2 ноты из 2-ого и также послушаем, как они звучат на разных местах и в переходе. Раз в прошлом такте мы шагнули в гармонии вверх, то здесь логично шагнуть вниз, например, на До.
Звучит неплохо, но пойдём ещё ниже – на Си. Да, здесь звучит страшновато и это перечёркивает предыдущее настроение музыки.
Ещё ниже – Ля – это будет повтор 1-ого такта – топтание на месте.
Поэтому идём ещё ниже – на Соль. Звучит неплохо, но проверим ещё ниже ноту Фа.
Вот это звучит мощно и цепляет — оставим.
В мелодии для свежести можно добавить ноту, которой ещё не было – Ля. И для отличия поставим ноту не на 3-ью долю, как в прошлых тактах, а на 4-ую и на высоту Си.
3-ий такт готов, но с напряжением в конце, которое мы разрешим в последнем 4-ом такте.
В гармонии скопируем ноты из 3-его такта и поднимем на 1 ступень. Послушаем. Звучит отлично.
В мелодии ноты 2-ого такта. Звучит с другим оттенком, так как аккорд другой. Но для разнообразия опустим их на 1 ступень. Звучит как-то не устойчиво – опустим ещё на 1 ступень. (показ). Так более устойчиво.
Итак, контур мелодии и гармония у нас готовы, причём 2 их половины отличаются по характеру – 1 и 2 такт звучат мягко, а 3 и 4 – утвердительно.
Следующий этап – работа с ритмом. Пока что он у нас ровный и между нотами длинные паузы, что звучит скучновато. Нужно добавить энергии.
Для этого есть 2 приёма: 1 — сдвиг нот влево или вправо, 2 – дробление нот на более мелкие. Это поиск и проверка разных путей.
1-ый такт. Вместо одной 1-ой 4-ной ноты напишем 2 8-ые. Зазвучало живее. Разобьём 2-ую ноту. Да, дважды один и тот же приём на соседних нотах не очень хорошо работает. Уберём одну ноту и попробуем сдвинуть половинную на 8-ую влево. Уже лучше, но паузу в конце такта нужно заполнить. Попробуем ноту Ре в 4-ой доле. Неплохо, но попробуем сдвинуть её вправо, потом влево и послушать. Добавим справа ноту До. Годится, но можно проверить ещё 2 вида нот. Сдвинем ноту До вправо. Тоже неплохо. А если к ней придвинуть ноту Ре? Все 3 пути развития 1-ого такта звучат хорошо – можно оставить любой: от этого смысл не поменяется. Пусть будет 3-ий.
2-ой такт: попробуем связать 2 ноты в нём ходом ре-до из прошлого такта. И тоже проверяем 3 возможных мест их:
1 — сразу после 1-ой ноты. Отлично.
2 — ближе ко 2-ой ноте – повторяется ритм из 3-х нот.
3 — раздвинуть их паузой. Неплохо, но лучше 1-ый вид.
Хотя везде ритм ровный 8-ыми, а хочется разнообразия и отличия в ритме от 1-ого такта.
Поэтому пойдём на хитрость: вернём 3-ий вид, но возьмём 16-ую ноту и сдвинем ноту Ре чуть вправо. Теперь ритм будет не совсем ровным.
И да: почему мне нравится работать в нотах? Потому что они тебе улыбаются: «Привет, я тут торчу в мелодии!». Теперь нужно сделать связку с 3-им тактом. Попробуем ту же самую – ре-до 8ыми на 4-ой доле.
Хочется больше движения, поэтому сделаем их 16-ми и сдвинем к краю такта. 2-ой такт готов.
Переходим к 3-ему такту. И сразу мне хочется добавить такое же украшение из 16-х, что в конце 2-ого такта, только восходящее – до-ре. Опустим его так, чтобы был плавный подход к ноте 4-ого такта.
Всё хорошо, только вот нота Си слишком близко к 16-ым нотам. Отодвинем её на 8-ую назад. Так лучше, но длинную паузу я бы заполнил нотой в середине 2-ой доли такта, например, Соль. Сделаем её длиннее и отодвинем её на 8-ую. Попробуем ноту Фа. Она звучит устойчивей, ведь она входит в аккорд F.
3-ий такт готов, на очереди 4-ый. Хотя я думаю, что в нём ничего менять и не надо. Пусть он отличается по ритму от 3-х предыдущих и ставит точку в мелодии.
И последнее: добавим в гармонию недостающие средние ноты. Но в 1, 3 и 4 тактах звучание грязное, потому что ноты очень низкие, им тесно друг с другом и они ругаются. Поэтому поднимем средние ноты на октаву вверх – в меню ноты написать в номере октавы вместо 4 цифру 5. Получилась героическая мелодия, готовая к аранжировке – дополнению другими инструментами.
Послушаем мелодию до работы с ритмом – её контур и после. Думаю, цель урока достигнута: показать, что сочинение мелодии – это не какой-то волшебный ритуал под действием вдохновения, не доступный обычному человеку. Нет, это исследование и поиск удачного сочетания нот.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с простым способом создания мелодии с помощью потактового написания тонов гармонии и выстраивании на их основе опорных нот мелодии. Поняли, что после создания контура меняя ритм нот и добавляя недостающие можно создать вполне хорошую и возможную к пению мелодию. В следующем уроке мы будем сочинять гармонию и мелодию последовательно.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.