Урок 19 — текст: теория

Работа композитора. Текст: теория Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 19-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём разбёрем как начать писать песню с тектса и 2 подхода к этому — черновой и смысловой. Поговорим о ритме слов и стихотворных размерах — 2-х сложных: ямб, хорей и 3-х сложных — дактиль, амфибрахий, анапест. Сочиним на полученные тексты мелодии, напоём их и послушаем в нотах на фортепиано. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 19 - Текст. Теория | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:32 – о связи текста песни с мелодией и 2-х подходах к его созданию
02:37 – черновик текста: шаг №1 — выбор слов и их ритм, 2-х сложные размеры
03:38 – о совпадении/несовпадении ударений в словах и в нотах мелодии
05:35 – сильные доли такта и высота нот, о числе слогов в строках текста
06:57 – черновик: шаг №2 — подбор мелодии к ритму слов: 3 неудачи
09:35 – черновик: шаг №2 — подбор мелодии к ритму слов: съём нот вручную
11:34 – более лёгкий и точный съём нот с помощью программы Transcribe
13:17 – смысловой текст: шаг №1 — выбор фразы слов или названия песни
15:08 – 3-х сложные стихотворные размеры и написание строчек текста
16:42 – подбор рифм к строчкам и создание текста припева, напев мелодии
17:53 – слушание и разбор нот мелодии на нотоносце
18:50 – добавление гармонии к мелодии и её правка вместе с текстом
20:03 – пение и слушание в нотах готовой мелодии + выводы по теме песни
21:27 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы разберём теорию создания песни с текста — особенности, достоинства и недостатки. Приступим.

Основная часть.  Песня состоит из 2-х половин — музыки и текста.

Музыку и её 3 главных звена — гармонию, мелодию и ритм мы уже рассмотрели.

Теперь о тексте — 4-ом и уже смысловом звене песни.

Музыку сочиняет композитор, а текст – поэт-песенник. Тот, кто один сочиняет и то, и другое – автор песни. Это удобно для работы – не нужно делить авторство с другим человеком, искать его и взаимодействовать с ним.

Но это не всегда совмещено в одном человеке и требует развитости обоих полушарий мозга.

Правое полушарие отвечает за музыку – образы, чувства, настроение, ритм.

А левое, наоборот, за текст – речь, язык, логику. Мне с этим повезло – всё сочиняю сам.

Текст песни неразрывно связан с мелодией. Отсюда есть 2 пути сочинения:

1-ый путь – сначала мелодия, потом текст и тема песни. Это более удобный и лёгкий путь и о нём в следующих уроках.

2-ой путь – сначала текст, потом мелодия. Но ещё в 1-ом уроке я сказал, что никогда не начинаю создание песни с текста.

2 причины: 1 – в песне музыка важнее текста – слушатели больше сосредоточены на голосе певца и мелодии. А главное лучше всегда делать в первую очередь.

2 – по статистике с текстом больше проблем – нужно выбрать тему, название песни, продумать сюжет, логику слов куплета и припева. А когда изначально нет музыкальной основы – гармонии, мелодии, ритма, то нет и подсказок в виде настроения и характера.

Да и текст приспособить под музыку мне на практике сложнее, чем наоборот дописать к музыке текст. Но всё же это путь поэтов-песенников и он часто применяется в авторских или бард-песнях под гитару. Пример – Владимир Высоцкий. При этом текст часто глубокомысленный и художественный.

Но здесь главное не переборщить, иначе текст будет мудрёным и непонятным. Это преобладание слов над музыкой.

Для начала песни с текста есть 2 подхода – черновой и смысловой.

Черновой подход

1. Черновой подход – это создание произвольного текста и даже без смысла, чтобы извлечь из слов ритм для мелодии. Он состоит из 3-ёх шагов:

Шаг 1 — выбор слов

Шаг 1 – выбор слов. Возьмём их из урока 13 — «Снежный альбатрос, непонятно, ноги».
Здесь главное 2 вещи: 1 – распределение ударений в словах. Обозначим их через слоги «та»: снежный альбатрос — ТА-та-ТА-та-ТА – 5 слогов. Непонятно, ноги – ТА-та-ТА-та-ТА-та – 6 слогов.

Чередование ударных и безударных слогов в словах называется стихотворным размером. Смысл здесь тот же, что и в размере такта — чередовании сильных и слабых долей.

Если сначала ударный, потом безударный слог – это размер хорей. А вот в словах песни «В лесу родилась ёлочка» наоборот ударения на 2-ой слог – та-ТА-та-ТА-та-ТА. Это размер ямб. Это нужно знать, потому что ударения в мелодии должны совпадать с ударениями в словах.

Нота в мелодии ударная, если она: 1 – попадает на сильную долю такта – 1 и 3.
2 – она выше, громче, длиннее – выделяется на фоне других нот.

Если эти условия не соблюдаются, то это безударная нота. Это видно в мелодии «Ёлочки».  

1-ая нота – безударная — начинается из затакта – 4-ая доля прошлого такта и она внизу.
2-ая нота – ударная – в 1-ой доле такта и она выше. Обозначим сильные доли половинными тонами гармонии и послушаем.  Звучит складно.

Но если сдвинуть все ноты на 4-ть вправо, то безударные ноты станут ударными и наоборот и складность нарушится – петь будет сложно.  

Заметьте: было хорошо – в лесУ онА рослА. А теперь стало коряво – в лЕсу Она рОсла. Будто не русский язык, а другой славянский.  

Также соответствие ударений можно нарушить, если слово «ёлочка» с ударением на 1-ом слоге заменить на слово «берёзка» с ударением на 2-ом. В итоге звучание нескладное.

Кстати, такая нестыковка есть в песне Аллы ПугачёвойСчастье. Там в припеве поётся: рЕкой, тАской, горАда, никАгда. Но лучше так не делать.

Ещё заметьте: для ударности ноты её положение в такте важнее её высоты. Так в ёлочке высокая нота ля – ударная, а более низкая до – нет.

А вот в мелодии «В траве сидел кузнечик» наоборот — высокая ля – безударная, а низкая ми – нет. Да и в основном все низкие ноты ударные.

2-ая важная вещь — число слогов в 1 строке. Это нужно знать, чтобы уместить 1 строку текста в 1 фразу мелодии. Здесь работает правило — 1 слог слова равен 1-ой ноте мелодии или 1 гласная = 1 нота. Это видно на примере песни про ёлочку и важно при сочинении текста к мелодии.

Сейчас же мы делаем наоборот, и длина мелодии зависит от текста.

В этом 2 достоинства начинать сочинение текста:

  1. 1-ое — готовая ритмика: слова уже содержат определённое число слогов и распределение ударений в них, что поможет подобрать мелодию.
  2. 2-ое — свобода — текст не ограничен в нотах и числе слогов мелодией + 1 слог слова можно растягивать на 2-3 ноты.

Шаг 2 – подбор мелодии к ритму слов и её проработка.

Шаг 2 – подбор мелодии к ритму слов и её проработка. В уроке 13 она у нас была такой. Вот она же в нотах.

Подпишем слова под нотами с помощью карандаша при нажатой кнопке Llyrics — текст. При печатании текста для разделения слогов внутри слов нажимаем клавишу с дефисом, а для разделения слов — пробел.

Да, эту мелодию я напел по-быстрому и без раздумий, поэтому она невыразительная ни по ритму, ни по высоте нот. Так что улучшим её.

Раз гармонии нет, выбор высоты нот более свободный. Можно править мелодию как на нотоносце, так и петь её разные виды голосом, что мы и сделаем. Причём по надобности можно менять словоформы – падежи, суффиксы в словах.

  1. 1-ый вид – пение 1. . Звучит знакомо, ведь это мелодия из песни Натали – Ветер с моря дул.
  2. Пробуем 2-ой вид – пение 2.  И опять это уже было, а именно в песне Алёны Апиной – Электричка.  
  3. 3-ий вид – пение 3.  И так мы вышли на мелодию песни Андрея Губина – Солнышко.  

Заметьте: все эти песни в одном и том же темпе – 130 ударов в минуту, в той же тональности – Cm. И все они основаны на повторении одной ноты в начале и на секвенциях – повторениях фраз мелодии на другой высоте. Поэтому эти мелодии из поп песен 90-х запоминаются.

И в этом 1-ый недостаток начала с текста – жёсткий ритм слов уже мог быть использован в чужих песнях и он, вероятно, выведет на уже созданную мелодию. Поэтому важно слушать много музыки и развивать музыкальную память, чтобы не повторяться.

После пары попыток я, наконец, нашёл что-то свежее и записал пение. Слушаем:

Теперь нужно записать мелодию в нотах. Слушаем голос и правим исходную мелодию.

Звучит выше и более монотонно, поэтому ставим все ноты фа и в конце соль. Хорошо, только соль нужно опустить на полтона.  

И опять звучит похоже: ритм тот же, что в мелодии песни группы Ласковый Май – Глупые снежинки.  Небольшие сходства допустимы. Главное – дальше есть отличия.

Слушаем и правим 2-ую фразу мелодии. Она явно выше – на уровне до и ритм другой – поправим. В ходе работы проявился 2-ой недостаток сочинения песни с текста — без гармонии и петь сложнее, и не понятно какие у мелодии лад и тональность.

Поэтому снять её ноты бывает сложнее и дольше. Облегчить это может программа Transcribe – с англ. «переписывать, расшифровывать». В неё достаточно загрузить запись пения, выделить участок волны со слогом слова и она покажет в виде холма какая в нём звучит нота. И далее остаётся только добавлять ноты на нотоносец. Да, муторно, но зато точно. Так я снял всю мелодию.

Её начало на слух мы подобрали верно, но дальше состав нот не такой однозначный. Я оставил ритм мелодии тот же, а по высоте упростил. В итоге она стала более выразительной, лёгкой к пению и запоминанию . Как видно, это 2 фразы, повторяющиеся на разной высоте.

Шаг 3 – написание нормального текста сообразно мелодии по смыслу и по настроению. Но об этом в следующих уроках.


Смысловой подход

2. Смысловой подход – это выбор осмысленного сочетания слов.

В отличие от чернового подхода здесь текст сразу создаётся вдумчивый и неизменный, а его смысл подсказывает чувство мелодии. Это создание песни с её названия.

Если оно мощное и необычное, то может дать энергию для развития всей песни.

Помните: как корабль назовёшь, так он и поплывёт.

Примеры – повелитель судьбы, ангелы света, царство добра, посланник любви, пробуждение, возрождение, на распутье, вопреки всему, вселенная знаний, духовное наследие.

Совет – искать интересные слова и выражения, добавлять их в перечень и пересматривать. Желательно выбирать не банальную тему, но знакомую и близкую многим людям. Если по ней мало знаний, то изучить её. А далее сужать её по смыслу до одного сюжетного направления.

Как пример, фраза «судьба лилипута» — широкое понятие, так что сузим его. Так можно спеть про жизнь всех лилипутов или особую историю какого-то одного, про отношение к ним других или про неудобства низкого роста в быту, про трудности при приёме на работу или в поиске любви.

Да, любовь – это вечная, но избитая тема. Поэтому в ней нужно искать оттенки и рассуждения с необычных сторон, о чём ещё не пели.

Например, по статистике женщины предпочитают мужчин выше их, поэтому лилипутам здесь ещё сложнее. Есть ли про это песни? Лично я не слышал. Попробуем сюда и развить нашу тему.

Настроение выбираем грустное и придаём его фразе «судьба лилипута». Это будет 1-ая строка текста – она же 1-ая фраза мелодии. Слогов здесь 6, а размер здесь 3-х сложный с ударением на 2-ой слог – та-ТА-та-та-ТА-та. Это амфибрахий. Пробуем напеть мелодию.

Теперь нужно добавить уточняющую строку текста и выбрать тип повествования – от 1-ого или 3-его лица. Пусть будет от 1-ого и такие слова: «неужто и вправду я останусь один».

Когда есть готовый текст, нужно его оценить по числу слогов, ударениям и обозначить важный смысловой участок, на который нужно сделать упор в мелодии.

Слогов здесь 12 – в 2 раза больше, чем в 1-ой строчке и здесь смешано 2 3-х сложных размера: 2 раза амфибрахий – ударение на 2-ой слог и после него 2 раза анапест – ударение на 3-ий слог – та-ТА-та-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА.

Есть ещё 1 трёхсложный размер с ударением на 1-ый слог — дактиль. Он похож на размер вальса – ТА-та-та-ТА-та-та. Но здесь его нет.

Смесь разных размеров отличает текст песни от стихотворения, в котором обычно один размер. Например, буря мглою небо кроет – всё ударения на 1-ый слог и это хорей.

Пробуем напеть мелодию.  В этом достоинство подхода — смысл слов позволяет увидеть образ песни и услышать характер мелодии.

Допишем на основе числа слогов и размеров предыдущих строчек ещё 2. И здесь удобно начинать с рифм – последних слов строчек с созвучными окончаниями. О рифмах подробнее в следующих уроках.

К словоформе лилипута подходит слово минута. Можно написать так – «и в эту минуту». А какую минуту мы уже знаем из прошлой строчки: когда в голове мысль об одиночестве. Это проблема и за ней в тексте должно быть решение.

Здесь оно – встретить или хотя бы услышать от кого-то, что героя любят. И как раз слово «любим» рифмуется со словом один. Поэтому можно так просто и написать: «так хочется слышать, что я кем-то любим».

Здесь тот же состав размеров – 2 раза амфибрахий и анапест. И это важное правило: строчки текста песни через одну должны совпадать по размеру. В итоге мелодия будет звучать и выглядеть в нотах так.

Начало 1-ой фразы из-за такта – как в песне про ёлочку и скачок вверх на кварту. Потом длинная пауза – обозначение важности названия и время, чтобы слушатель осмыслил его. Далее начало 2-ой фразы на одной ноте фа и её опевание – игра нот на ступень выше и ниже неё. 3-ья фраза начинается со скачка на квинту. После неё долгая пауза и 4-ая фраза такая же, что и 2-ая.

Для усиления грусти я подобрал грустную гармонию в основном из минорных аккордов – Dm-Am-C-Dm-Bb-C-Dm. В целом звучит хорошо, но мне не нравится эта длинная пауза – заполним её ходом ре-ми-фа в конце такта. На эти ноты можно спеть фразу «я хочу» и далее чуть изменить строку: «услышать, что буду я кем-то любим».

И последнюю фразу разнообразим: уберём 3-ью ноту ми, соль сдвинем влево, а фа – вправо. Слушаем итоговую мелодию с нотами в басу.  

Вопрос: почему про лилипутов особо нет песен?

  1. Причина 1нет единства чувства – с одной стороны вроде весело – маленький забавный человек каким он часто представляется и связывается в умах с детством. Но с другой – грустно — нелёгкая судьба, одинокая жизнь.
  2. Причина 2 — исполнитель не в выгодном свете – певец должен быть маленький. А в исполнении высокорослого певца такая песня будет звучать неубедительно. Да, это важно: чтобы внешний вид и характер исполнителя соотносился с содержанием песни.

Будет необычно, если бородатый мусклистый мужик будет петь детские песенки про цветочки. 🙂 

Хотя есть простое решение – петь от 3-его лица, когда певец рассказчик, а не герой песни.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с 2-мя подходами сочинения песни с текста. Поняли, что из текста можно извлечь ритм и смысл для создании на его основе мелодии с соответствующими ритмом и чувством.

В следующем уроке мы поговорим про сочинение текста к готовым мелодиям.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения