ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 17-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём о практике создания ритма на ударной установке. В ходе урока создадим 5 разных по характеру и жанровому началу ритмов — песенный напряжённый, умеренный, расслабленный и ещё 2 — танцевальный и маршевый. Также сравним звучания созданных ритмов на акустических и электронных ударных. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:32 – о разделении ударной инструментов между звуковыми дорожками
01:30 – настройка внешнего инструмента в программе Sonar 8
02:05 – создание ритма №1: напористого — большой и малый барабаны
03:04 – создание ритма №2: напористого — тарелки hat/ride
04:51 – влияние темпа — скорости звучания на напористость ритма
05:18 – создание ритма №2: умеренного — большой и малый барабаны
05:47 – создание ритма №2: умеренного — тарелки hat/ride
07:30 – создание ритма №2: умеренного — смена нот тарелок hat/ride местами
08:34 – создание ритма №3: расслабленного — большой и малый барабаны
09:04 – создание ритма №3: расслабленного — тарелки hat/ride
10:40 – создание ритма №4: танцевального — все ударные
11:54 – создание ритма №5: маршевого — большой и малый барабаны
12:51 – создание ритма №5: маршевого — тарелки hat/ride: случай 1 — 32-ые ноты
14:34 – создание ритма №5: маршевого — тарелки hat/ride: случай 2 — триоли
15:45 – сравнение звучаний ритмов 1-5 на акустических и электронных ударных
16:54 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы разберём создание ритма с помощью ударной установки на практике на отдельных примерах. Приступим.
Основная часть. Вот ритм из прошлого урока. Все инструменты на одном нотоносце, что неудобно. Лучше разделить их. Я добавил ещё 3 дорожки с тем же модулем ударных – Studio Drumkit и назвал их все так: Drums – бочка и рабочий, Hat и Ride – тарелки, Toms – томы.
Выделим их все и нажмём кнопку Staff View – нотный стан. Выделяем тарелку hat и перетаскиваем её на дорожку с её названием. Тоже делаем с тарелкой ride и томами. Это удобно для отображения – нет нагромождений из нот и для правки – можно отдельно менять как ноты, так и громкость с панорамой. Так барабаны по центру, hat – 70% слева, ride – 70% справа.
Сочинять ритм мы будем в раскладке пианино – жмём кнопку Piano Roll View. А рядом можно открыть нотоносец. Для этого жмём меню Windows – окна -> Tile in Columns – плиткой в столбик. В раскладке пианино ноты на одной дорожке одинаковые по цвету, а на разных дорожках — разные.
Итак, создадим 5 разных по характеру ритмических рисунков и без игры томов: только 2 главных барабана и 2 тарелки. Пишем их в раскладке пианино, а правим – в нотоносце.
Ритм №1 – пусть будет напористый. Ищем бочку – обычно она на уровне ноты до и рабочий – на ноте ре. Пишем обычный разряжённый ритм – попеременную их игру. Это основа и на неё накладывается более сложный рисунок. Уплотняем ритм: ставим бочку в 1-ой доле. Можно повторить рисунок во 2-ой половине такта, но будет звучать скучно. Тем более, что ритм ровный – удары по барабанам совпадают с долями такта. Сдвинем для неровности среднюю бочку на 16-ую назад — раньше доли такта. И в освободившееся место добавим бочку в 3-ей доле. И ещё поставим её в середине 4-ой доли. Ритм барабанов готов.
Перейдём к тарелке hat нажатием на кнопку Pick Tracks – выбрать дорожки. Поставим ровные 8-ые. Для плотности удвоим их до 16-ых. Удалим некоторые удары наугад: в конце 1-ой доли, 2-ой и 2-ой в 4-ой. Ритм хэта готов: переходим к тарелке ride. Скопируем в неё ритм хэта и проредим.
Опираемся на 2 приёма для отличия:
1-ый – игра со слабой доли. Для этого уберём 2 первых удара.
2-ой – неровный ритм. Во 2-ой половине такта игра частая. Из всех ударов оставим лишь 3, убрав 2 удара в середине 3-ей доли и 1-ый и последний в 4-ой. Ритм готов.
Копируем его во 2-ой такт и чуть меняем удары во 2-ой половине такта – этого хватит для разнообразия. В барабанах уберём последнюю бочку. В тарелке хэт – удары, совпадающие с тарелкой райд. Для украшения можно добавить мягкий удар по тарелке crash, совпадающий с бочкой. Уберём 1-ый удар в 3-ей доле и последний в 4-ой. В ней же заменим закрытый удар на открытый.
В тарелке ride наоборот добавим по удару в 3-ей доле. Ритм готов. Чтобы усилить напряжение звучания, увеличим темп – его скорость. Он задан в поле Tempo и равен 105 ударам в минуту. Это умеренный темп. Сделаем его быстрым – 130 ударов. Вывод: чем быстрее темп, тем напористей ритм.
Ритм №2 – пусть будет средний по напористости. Снова начнём с обычного попеременного ритма. Начало такта не меняем, а в конце добавим бочку прямо перед рабочим. Можно ещё в середине 4-ой доли. Получилось 3 удара бочки в неровном ритме, что слышно при её отдельном звучании.
Перейдём к хэту. Снова ставим его игрой 8-ыми. Теперь правим – двигаем, удаляем, меняем звукоизвлечение – с закрытого на открытый. Например, 2-ой удар. 5-ый удар сдвинем на 16-ую вправо для неровности. Последние 2 можно заменить на 1. Теперь ровная игра в 1-ой половине такта чередуется с неровной во 2-ой.
Перейдём к тарелке ride. Напишем её ровными 16-ыми. Карандашом это делать муторно. Лучше взять кисть и провести ею от начала до конца такта. Звучит часто – проредим. Можно применять закономерности, как-то 1-2-3-4 удара рядом, отделённые паузами или по формуле удар +1 Или делить удары на 2: сначала 8, потом 4 и 2. Сдвинем ноты со 2-ой половины такта на 16-ую назад.
Для разнообразия сделаем удар на каждую из 3-х долей выше, а остальные – ниже. Копируем ритм во 2-ой такт. Меняем рисунок только у тарелки хэт во 2-ой половине по желанию.
Ритм готов и темп в 105 ударов подходит. Но есть загвоздка. Ride звучит длиннее, чем закрытый hat и играет чаще его. В итоге звук смазанный. А лучше соблюдать правило: чем длиннее звук, тем реже им играть и наоборот. Поэтому сделаем так: поменяем их нотные партии местами и сохраним ударения в нотах.
Ударение – это более высокий, хлёсткий или громкий удар по сравнению с другими безударными. Так вместо открытого хэта звучит высокий удар по тарелке ride, а последний заменён на педальный хэт: более хлёсткий – нажатие и отпуск педали. Это при сравнении с первым вариантом звучит лучше: тарелки уравнивают друг друга. В первом случае ride больше торчал на фоне хэта.
Ритм № 3 – напишем с нуля и на нотоносце. Пусть он будет разряженный. Для этого, как обычно ставим бочку в 1-ую долю такта, а вот рабочий не во 2-ую, а в 3-ью. С этим удвоением расстояния между барабанами при том же темпе в 105 ударов в минуту этот ритм воспринимается более медленным. Добавим ещё бочку в 1-ой доле.
Мне хочется подчеркнуть удар 1-ой бочки открытой тарелкой. Она звучит долго. Поставим закрытую тарелку во 2-ую доля. Заметьте: на ней звучание открытой обрывается. В 2-ой доле пустота – добавим ещё хэт. А можно опустить его до педального. Подойти к 4-ой доле можно обратным ходом тарелки: снизу вверх.
В тарелке ride тоже можно подчеркнуть начало такта. 2-ую долю оставим пустой – здесь всё ещё длится 1-ый удар. Проще всего, повторить удары по рабочему и хэту и поставить удар в середине пустой 4-ой доли. Копируем ритм во 2-ой такт и слегка правим.
В барабанах 2-ую бочку можно сместить в середину 2-ой доли. В тарелке хэт уберём 2-ую педаль. А в тарелке ride можно убрать 1-ый удар и сдвинуть оставшиеся 3 на слабую долю в начало такта. Ритм готов.
Созданные нами 3 ритма имеют песенный характер: подходят для песен в жанрах поп, рок, баллада. Но песня – это одно из 3-х жанровых начал музыки наряду с танцем и маршем.
Ритм № 4 – пусть будет танцевальный. Его главное отличие – большой и малый барабан играют вместе во 2-ой и 4-ой долях, в то время как до этого они играли попеременно.
Хэт может играть часто сплошными 16-ыми. Тарелка ride может играть роль открытой тарелку hat – звучит долго. Последняя в большинстве случаев играет на слабую долю. Как видно, ритм танцевальной музыки довольно прост.
Скопируем его во 2-ой такт и внесём пару штрихов в конце такта. Поставим бочку в середине 4-ой доли, последний хэт сделаем открытым. В тарелке ride добавим удар в 1-ой доле и удар по тарелке crash в начале 1-ого такта. Осталось сделать темп побольше – как-то 130 ударов в минуту или даже 140.
Ритм № 5 – пусть будет маршевый. Марш – это ровный и твёрдый ритм, знак торжества. В отличие от танца в нём медленный темп – 100 ударов и барабаны играют попеременно, как в песне.
Но есть 2 отличия: 1-ое – звукоизвлечение более мощное. У большого барабана более гулкий удар, а у малого — звонкий.
2-ое – форшлаги – это череда частых ударов по малому барабану перед основным ударом. Для этого выбираем кисть и самые короткие 32 ноты и пишем 3 удара перед 4-ой долей + сделаем их чуть тише.
В тарелке хэт снова применим разные звукоизвлечения: в начале поставим педаль на сильную долю, а на слабую – открытый удар. Во 2-ой доле поставим 2 закрытых удара. Скопируем фигуру во 2-ую половину такта. Заметьте: все удары – ровные 8-ые. Можно оставить и так.
Но если в обеих фигурах сдвинуть 2-ой удар на 32-ую назад, а 4-ый – вперед, то в ритме появится качание – по англ. swing. Это можно услышать в жанре джаз. Пробуем другие фигуры. 4-ый удар приблизим к 3-ему, а 7-ой к 8-ому. Сдвинем 2 средних удара вправо так, чтобы открытый попал в 4-ую долю. Сдвинем 2 последние ноты на 32-ую назад.
Как видите, с 32-ыми длительностями можно делать разнообразные неровные ритмы. Тарелку ride поставим на каждую 8-ую слабую долю. Добавим удары сразу после 1-ого и 4-ого. Сдвинем 3 последних на 16-ую назад. Этот такт можно размножить на другие и его можно не видоизменять.
Скопируем барабаны и попробуем ещё вид марша с другими ритмами тарелок. В тарелке хэт для марша подходит движение триолями.
Триоль – это нота, которая получается при делении более крупной длительности не на 2, а на 3. Например, 4-ть поделим на 2, будет 8-ая и в одной 4-ти 2 8-ые ноты. А можно поделить на 3 и будет 3 8-ых триоль. Для этого выбираем 8-ую ноту, нажимаем на кнопку с цифрой 3 – triplet – с англ. триоль и ставим ноты в началах долей такта. При этом под рёбрами – соединительными линиями групп нот есть цифра 3.
В тарелке ride ставим ровные 4-ти. А в 4-ой доле можно для перехода добавить триоль.
Итак, мы сочинили все ритмы на живой или акустической ударной установке. Да, она используется в жанре рок, баллада. Но для танцевальной и электронной популярной музыки она не подходит.
Поэтому сейчас мы послушаем и сравним, как все эти ритмы звучат на электронных ударных. Это как ударная установка, так и ритмомашинка. А марш послушаем на оркестровых ударных.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с созданием разных по характеру и жанровому направлению ритмов на ударной установке. Поняли, что достаточно создать одно или 2-х тактовую ритмическую фигуру из барабанов и тарелок и использовать её как основу для песни.
В следующем уроке мы разберём оставшиеся важные знания по ритму на практике.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.