ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 15-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём снова увидим на практике как сочинить гармонию к мелодиям. В ходе урока гармонизуем 4 мелодии и рассмотрим приёмы украшательства последовательностей аккордов и создания завершающего оборота в гармонии — каданса. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – мелодия №1: определение тональности и её влияение на мелодию
02:20 – мелодия №1: подбор аккордов в тональности ля-мажор
03:30 – мелодия №1: смена гармонии — замена аккордов по ролям
04:17 – мелодия №1: смена гармонии с тональной на модальную
05:19 – мелодия №1: добавление украшающих тонов к аккордам
06:39 – мелодия №2: разбор мелодии перед гармонизацией
07:42 – мелодия №2: подбор аккордов в тональности ля-бемоль мажор
09:54 – мелодия №3: разбор мелодии и подбор аккордов в тональности фа мажор
12:08 – мелодия №3: подбор аккордов в тональности ре минор
13:11 – мелодия №3: разнообразие гармонии аккордами с задержанием
15:22 – мелодия №3: создание каданса — завершающего оборота гармонии
18:29 – мелодия №4: подбор аккордов в тональности ре минор
20:15 – мелодия №4: уплотнение аккордов в струнных
20:54 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы снова и с упором на практику разберём, как подбирать подходящую гармонию к готовым мелодиям. Приступим.
Основная часть. Вот мелодия 1 из 12 урока. Чтобы подобрать к ней аккорды, нужно узнать её тональность.
Для этого есть 2 способа: Способ 1 – через программу Sonar. Видим 3 диеза у ключа, идём в меню смены тональности и ищем букву рядом с 3-мя диезами – 3 sharp – это A. Тем более, что в мелодии ля – главная нота: длинная и на сильной 3-ей доле.
Способ 2 – по таблице. Смотрим на C и отсчитываем от неё шаги вверх на число диезов или вниз на число бемолей. Раз диеза 3, шагаем вверх 1-2-3 и приходим в A мажор.
Ещё способ – на нотоносце смотрим на последний диез у ключа и поднимаем его на ступень. Здесь он на высоте соль и на шаг выше будет ля, поэтому это A. Но её легко можно изменить.
Изначально мелодия была сочинена в тональности C. Но потом она была выделена и перенесена на 3 полутона вниз при помощи меню Process – обработка -> Transpose – перенос. Далее через меню Insert — вставка -> Meter Key Change – выбрана тональность A с 3-мя диезами. При этом настроение и суть мелодии не меняется, а просто она звучит на другой высоте.
Мелодия светлая. Подбираем аккорды с главными нотами мелодии в тактах.
1-ый такт: ставим тонику – A. 2-ой такт: ставим F#m с ля в терции. 3-ий такт: ставим D с ля в квинте. Во всех 3-х тактах опорная нота ля, поэтому и аккорды все с ней. 4-ый такт: главная нота ми, поэтому подойдёт аккорд E.
В итоге гармония A-F#m-D-E по схеме I-VI-IV-V. Она тональная: T-T-S-D.
Пробуем заменить аккорды по ролям: I ступень на VI, VI на IV, IV на VI и сразу же на I, а V – оставим также. В итоге гармония F#m-D-A-E по схеме VI-IV-I-V или T-S-T-D.
Перенесём гармонию в струнные и продублируем тоники аккордов на октаву выше для полноты звучания.
Скопируем гармонию во 2-ую половину и разнообразим её. Для простоты работы удалим тоники и вернём терции на место.
Пусть аккорды движутся по модальной схеме – по ступеням лада: напишем в 1-ом такте D, во 2-ом – C#m, в 3-ем – Bm, которых ещё не было в гармонии. 4-ый такт оставляем. Эта схема IV-III-II-V звучит мягко. Проверим вместо II ступени I. В конце можно вернуться в 1-ый аккорд – D.
Строго следовать правилам гармонии не обязательно: иногда их нарушения её оживляют.
Теперь украсим гармонию дополнительными тонами – вспоминаем знания из урока 9. D – добавим к нему 2-ую ступень — ноту ми. Если убрать 3-ую ступень – ноту фа, то получится аккорд с удержанием Dsus2. Но её мы оставим и поднимем 2-ую ступень на октаву. Теперь между ней и 1-ой ступеней – примой будет 9 ступеней, поэтому нота ми здесь нона по лат. – 9. В C#m добавим 7-ую ступень – септиму и получим септаккорд C#m7. У A дублируем терцию на октаву. D тот же, что и в 1-ом такте. Заметьте, как мягче и теплее зазвучала гармония.
Мелодия №2. Разберём её подробнее. Она была сочинена на нотоносце, а не на инструменте или голосом. Поэтому её 1-ая половина такая подвижная: и ритм неровный – ноты смещены на 16-ую длительность, и есть скачки на квинты и кварты. А 2-ая половина в противовес более ровная по ритму и плавная по движению нот по высоте. С таким противопоставлением нотных рисунков мелодия звучит более живо и интересно.
При сочинении я опирался на верхний регистр фортепиано, в котором легко сделать мелодию светлой и лёгкой. Чего не сказать о нижнем регистре – послушаем в нём эту мелодию. Звучание стало мрачным и гнетущим.
Итак, подберём к ней аккорды. С бемолями тональность определить легко – она есть предпоследний бемоль. Здесь это ля-бемоль. Мелодия чувственная и мягкая, что нужно подкрепить гармонией.
1-ый такт: казалось бы, нота си длинная и у 3-ей доли такта и она опорная. Но это не так. Главная нота здесь ля – хоть она и короткая, но на ней начало и окончание фразы мелодии. Поставим тонику – Ab. Звучит твёрдо. Пробуем VI ступень – Fm. В нём нота ля малая терция, что звучит мягко и грустно.
2-ой такт: ре и ля есть в аккорде Db. Пробуем его. Подходит.
3-ий такт начинается с ля. 3-ий аккорд с нотой ля – Ab. Но к мелодии он как и в 1-ом такте не подходит по звучанию. А после ля в мелодии звучит соль. Всё-таки она здесь главнее — повторяется 3 раза. Пробуем Eb с соль в терции. Отлично.
4-ый такт: начало и окончание на ноте до. Пробуем Cm. Но он придаёт грусть мелодии, что не уместно. Поэтому ставим его замену – Ab. Наконец этот аккорд нам подошёл. Вывод: аккорд может не подойти в одних тактах, но хорошо звучать в других. Это нужно проверять. Слушаем мелодию со струнными.
Мелодия №3. Она однообразная и тревожная из 4-х ритмически одинаковых фраз каждая длиной в 2 такта. И опорную ноту найти легко – в начале и конце фразы нота фа. Один b – это тональность F или параллельная ей Dm. Этим можно отклонять мелодию по настроению.
Поставим F – звучание светлое. А от Dm – грустное. Проверим оба пути. Ко 2-ой фразе мелодии можно взять Dm – фа его терция и снова главная нота мелодии. 3-ья фраза: в мелодии главная си — возьмём Bb на фоне . Заметьте: в 3-ей фразе мелодия шагнула на терцию вверх, а гармония – вниз. В 4-ой фразе опять фа.
Можно взять V ступень – C без ноты фа. Важно уметь различать ноты, что нуждаются в смене аккорда, от проходящих. Последние могут звучать, не портя мелодию, даже если их нет в составе аккорда на фоне и они резко звучат с одной из его нот. Так как это доминанта + в ней нет ноты из мелодии, то звучание будет неустойчивым и неоконченным. В итоге гармония F-Dm-Bb-C или по тональной схеме I-VI-IV-V – T-T-S-D.
Теперь начнём гармонию с Dm. Ко 2-ой фразе поставим его заместителя – IV ступень с аккордом Bb и с фа в его квинте. В 3-ей фразе поставим II ступень – Gm с си в терции. В конце вернёмся в Dm. В итоге гармония Dm-Bb-Gm-Dm или по схеме VI-IV-II-VI. Но если принять Dm за тонику параллельного минора к F, то нужно добавить 2 к каждой ступени. В итоге будет схема I-VI-IV-I.
Можно оставить и так, но гармония такая же однообразная, как и мелодия. Поэтому её можно сделать более подвижной с помощью приёма из урока 9 – добавлением аккордов с задержанием. Заметьте: во 2-ой половине всех тактов высота нот меняется. Эту смену можно повторить в гармонии.
Так разделим целый аккорд Dm в такте на 2 половинных и у 2-ого сместим ноту фа на ми как в мелодии – получится аккорд Dsus2. Во 2-ом такте в мелодии играет соль: сместим у Dm ноту фа на соль – это аккорд Dsus4. И снова после него вернёмся в Dm. Звучит живее и грустнее.
Сделаем тоже самое в остальных тактах. Так удалим Bb и скопируем на его высоту полученное сочетание аккордов. Но звучит грязновато – поднимем нижние звуки на октаву. Да и Bbsus4 звучит резко. А Bbsus2 – мягче. Поэтому сдвинем его на место 1-ого, а взамен напишем Csus4, что звучит не так резко. С аккордом Gm такой проблемы нет. В конце повторяем сочетание Dm с susами. Слушаем итог.
Но у мелодии нет твердого окончания. Сделаем его. Повторим последнюю фразу мелодии и слегка изменим. Повторение – частый приём завершить музыку. В гармонии пропишем тонику – Dm в 1-ом и 3-ем тактах. Это точка А и точка Б. Теперь нужно прорисовать путь между ними. И здесь нам поможет тональная схема: T-S-D-T. В конце музыкального предложения разумно писать доминанту, а затем как заключительный аккорд — тонику. Это ставит жирную точку в музыке.
2 тоники уже есть. Субдоминанта – это аккорд Bb, а доминанта – C. В целом звучит завершённо, но это можно усилить, если создать большее напряжение между доминантой и тоникой. Для начала заменим Bb на Bbsus2. Теперь разобьем C на 2 аккорда с задержанием Csus2 и Csus4. Поменяем их местами. Так лучше.
Теперь подключим ритм – сдвинем Csus2 на 8-ую назад. Звучит живее, но в конце такта пауза. Поставим в него C. Слышите, как сильно C тянется в Dm? Если же нужно смягчить напряжение можно поменять местами C и Csus2 – в последнем уже есть нота ре: тоника Dm, поэтому переход не такой напряжённый. Такой завершающий оборот в музыке называется кадансом – с англ. decadence – «упадок». Слушаем итог работы вместе со струнными и басом в фортепиано.
Да, такое обилие нотных партий больше похоже на аранжировку, чем на сочинение. И гармонизация – это изначально подбор простых аккордов, без украшательств, с чего и нужно начинать. А уже потом усложнять их и править ритм.
Мелодия №4 в той же тональности. Её настроение не определено: и не веселая, и не грустная, возможно чуть задумчивая, размышляющая. Поэтому она зависит от гармонии. Пишем аккорды длиной в 2 такта и в струнных. 1-ый такт: ноты ми и фа. Пробуем построить от них аккорды. От ми трезвучие уменьшенное – не подойдёт. F звучит с мелодией светло и грустно. Теперь Dm с фа в малой терции. Звучит грустно.
Оставим так, тем более что ля во 2-ом такте мелодии это квинта Dm. Во 2-ой части мелодии 1 фраза та же, а 2-ая – поднята с ноты ля на си. Пробуем Bb. Годится. 3-я часть мелодии – остановки фраз на ноте ми, поэтому пробуем аккорд C с ми в терции.
И гармония уже движется по схеме T-S-D, поэтому снова возвращаемся в тонику – Dm. Пока что гармонию играет одна виолончель. Чтобы обогатить звучание, продублируем аккорды на октаву вниз – добавим ещё виолончелей. У нижних аккордов дублируем тоники для контрабаса, а в верхних поднимем терции на октаву для скрипок.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с гармонизацией разных по виду и настроению мелодий на практике. Поняли, что гармония играет весомую роль в конечном звучании мелодии, направляя и разукрашивая её.
В следующем уроке мы снова поговорим на эту тему, но с большим упором на практику.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.