ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 14-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём увидим на практике как сочинить гармонию к готовым мелодиями, 2 подхода, принципы. В ходе урока гармонизуем 4 мелодии и к 3-ей из них подберём 3 разные гармонии. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:30 – гармонизация мелодии — подход №1: практический
01:32 – понятие опорных нот и принцип выбора аккордов
03:45 – выбор аккордов для мелодии Jingle Bells во 2-ом и 3-ем тактах
04:47 – выбор аккордов для мелодии Jingle Bells в 4-ом такте
05:53 – гармонизация мелодии №1 — добавление 1-ых и главных нот мелодии
06:47 – гармонизация мелодии №1 — проверка других аккордов
08:03 – гармонизация мелодии — подход №2: теоретический
08:44 – тональная схема гармонии и понятия тоника, субдоминанта и доминанта
10:02 – 3 роли аккордов в гармонии — покой, развитие, напряжение
11:16 – модальная схема гармонии и сравнение её с тональной
11:51 – гармонизация мелодии №2: подбор гармонии №1 и грустный
13:25 – гармонизация мелодии №2: подбор гармонии №2 и грустный
14:53 – гармонизация мелодии №2: подбор гармонии №3 и светлый
16:03 – смягчение резкого аккорда Вdim: мера №1 — снижение динамики
16:53 – мера №2 — обращение ноты и мера №3 — затухание ноты
17:50 – заторможенность — свойство человеческого слуха
18:34 – гармонизация мелодии №2 и сравнение 2-х гармоний
19:30 – гармонизация мелодии №3: подбор грустной гармонии
22:08 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы разберём, как подбирать подходящую гармонию к готовым мелодиям. Приступим.
Основная часть. До этого урока мы создавали гармонию, а уже потом на её основе мелодию. Но есть и обратный подход: сначала сочинить мелодию, а после подбирать к ней аккорды. Это называется гармонизацией.
Учиться ей с нуля лучше на примере простых и хорошо знакомых мелодий, например, Jingle Bells.
Есть 2 пути поиска аккордов: 1-ый – практический – искать их на слух по критерию нравится/не нравится и главное — соответствуют ли они мелодии по настроению.
Так эта мелодия праздничная и весёлая, поэтому и аккорды будут в основном мажорные. Сначала можно взять одиночные ноты на фоне, а уже потом достраивать их до аккордов. Послушаем соль в гармонии. Или си. Звучит не очень ни по красоте, ни по настрою, ведь мы взяли их наугад — это плохо работает.
Лучше для их выбора взглянуть на мелодию и определить её главные или опорные ноты, которые образуют её контур и могут быть общими с нотами аккордов.
У них 2 признака – 1. Большая длина, чем у других нот; 2. Звучат в такте на сильных долях – 1-ой и 3-ей.
В 1-м такте это нота ми – единственная в нём и вокруг неё строится мелодия. Поэтому её вид – речитатив. Напишем ми в гармонии ½ нотами. Звучит далеко не весело, потому что при добавлении других 2-х нот – терции и квинты получается грустный аккорд Em. Напишем ноту ми 4-тями в соседнем такте и найдём аккорды, в которых она есть.
Раз обычный аккорд – это 3 ноты и ми может быть одной из них, то нужных нам аккордов всего 3. 1-ый аккорд – Em. В нём ми – тоника и он нам не подходит. 2-ой аккорд – C с ми в терции. 3-ий аккорд – Am с ми в квинте.
Послушаем по очереди все 3 тоники аккордов в 1–ом такте. Как слышно, нота до звучит лучше всего по 2-м причинам: 1 – аккорд на её основе мажорный; 2 – нота ми в нём – большая терция, что звучит светло с нотой ми в мелодии.
Если её опустить на полутон и сделать малой, то звучать будет плохо. И аккорд минорный, и нота ми-бемоль из другой тональности. У мелодии же она до-мажор – все ноты основные или белые клавиши фортепиано.
Итак, в 1-ом такте хорошо звучит C. А вот во 2-м сейчас каша. 1-ая причина – аккорды меняются каждую четверть. Это много и не хорошо. Лучше менять их не чаще 2-х раз за такт. 2-ая причина – аккорды не те.
Во 2-ом такте как и в 1-ом главная нота ми – с неё начинается и заканчивается фраза мелодии. Поэтому поставим C 2 раза во 2-м такте. Звучит хоть и однообразно, но светло – другие аккорды нам не подошли. Да и 2 такта подряд один и тот же аккорд повторяться может, равно как и длиться несколько тактов.
А вот в начале 3-его такта главная нота не ми, а фа. Попробуем аккорд F – он светлый и может подойти к мелодии. Хорошо. А вот дальше снова ми главная, поэтому повторяем C 4-ый такт: начало с ми и ставим С.
Но звучит не очень. И C повторяется, и заметьте: ми будто борется с нотой ре и проигрывает ей, уступая звучание в 3-ей доле. Поэтому напишем Dm. Отлично. Хоть он и минорный, но он появляется 1 раз и в окружении мажорных.
Во 2-ой половине нота ре переходит в соль. Обе они есть в составе аккорда G – проверяем его. Годится. Слушаем целиком.
Вывод: ищем в каждом такте аккорды с главными нотами из мелодии и слушаем, какие из них звучат с ней лучше.
2-ая мелодия – слушаем и определяем характер. Она звучит серьёзно. Проще всего в гармонии писать 1-ые ноты мелодии в каждом такте. В 1-ом – это ля, во 2-ом – тянется ре из 1-ого.
Это опережение — опорная нота мелодии играет раньше, чем она же в аккорде.
В 3-ём такте – главная нота до, в 4-ом – снова ля. Как правило, в конце мелодии играет тоника главного аккорда. Добавим квинты.
Звучит хорошо, но проверим другие аккорды. В середине 2-ого такта мелодия зависает на ноте си, которой нет в Dm на фоне. Сменим его на G – в нём есть и си, и ре. Но переход от G к C звучит некрасиво – мелодия из серьёзной резко становится радостной.
Поэтому важно не только правильно подобрать аккорды к нотам мелодии, но и найти красивые переходы между ними. Am, в котором до – средняя нота, повторять не будем. Остаётся F – с до в квинте. Добавим терции и послушаем обе гармонии со струнными.
Совет – писать разные сочетания аккордов и выбирать из них лучшее. Это был 1-ый путь подбора аккордов — узнать в какие аккорды входят ноты мелодии и выбрать из них.
2-ой путь – теоретический – искать аккорды на основе законов гармонии. Он состоит из 2-х шагов:
Шаг 1 – определить тональность. Про неё было в уроке 8. Обычно тональность гармонии и лад мелодии совпадают как здесь. Они обе начинаются с ноты ля и состав нот в них одинаковый – только белые клавиши фортепиано: знаков при ключе нет. А что делать, когда они есть, мы разберём в следующем уроке.
Шаг 2 – выбрать аккорды в тональности. Из урока 9 мы знаем — есть 2 схемы движения аккордов:
1-ая схема – тональная — по ней явно видна тональность.
Суть вот в чём: музыка работает по принципу – покой – развитие – напряжение – покой.
И это воплощено в схеме I-IV-V-I. Сравним с жизнью:
I ступень – тоника – покой – скалолаз у подножия горы – не упадёт и в сохранности.
IV ступень – субдоминанта – развитие — скалолаз лезет на гору — закреплён на верёвке, что напряжённее, но не совсем.
V ступень – доминанта – напряжение – скалолаз на вершине горы — стоять неустойчиво и хочется спуститься на ровную земля.
Dominate – с англ. преобладать – её роль: привлекать внимание. Sub – с англ. это приставка «под» — на 1 ступень ниже доминанты.
Итак, схема I-IV-V-I по-другому называется T-S-D-T.
И эти 3 заумные названия есть функции или роли аккордов в гармонии: покой, развитие и напряжение. Их главные носители – аккорды I, IV и V ступеней.
Но также у них есть заместители – аккорды с 2-мя общими нотами. Так IV ступень можно заменить на II, I на VI и III, а V на VII. Это немного изменит окрас звучания, но схема напряжения сохранится. Убедимся в этом на практике.
Заметьте: у VI ступени сейчас роль покоя. Но она также может быть развитием, например, в схеме I-VI-VII-I. .
2-ая схема – модальная – движение аккордов по ступеням, например, I-VII-VI-V. По сравнению с тональной она звучит мягче. Это один из приёмов сочинения: в куплете песни использовать модальную последовательность, а в припеве – тональную. Это создаст напряжение и отличие в этих частях песни.
Гармонизуем этим способом 2 мелодии: для простоты в тональности Am.
Мелодия №1. Она звучит светло, но не весело, а с оттенком грусти. Вопрос: нужно ли нам гармонией усиливать эту грусть или же скрасить её? От ответа зависит выбор аккордов. Попробуем оба случая и в тональной схеме.
Ставим аккорд Am – I ступень. Обращаем верхний звук для мягкости. Звучит грустнее. И согласно схеме I-IV-V-I можно далее добавить Dm – нота ре в мелодии как раз на стыке тактов. Em – нота си в мелодии в начале такта и квинта аккорда. Далее возврат в Am.
Но Em мне здесь не нравится – пробуем его заместителя: G на VII ступени. В итоге гармония — Am-Dm-G-Am по схеме I-IV-VII-I.
Пробуем другой выбор: во 2-ом такте можно взять C на III ступени – средний между ролью тоники и доминанты. Но F после него звучит невыразительно.
Заметьте: у нас нота «до» звучит в 3-х аккордах подряд и гармония стала более однообразной. Поэтому заменим F на Em. Теперь Em звучит хорошо.
Вывод: один и тот же аккорд в том же такте воспринимается по-разному из-за разного перехода между ним и предыдущим аккордом. Сравним отдельно переходы Dm->Em и C->Em. Последний звучит красивее в этом случае.
В итоге гармония Am-C-Em-Am по схеме I-III-V-I. Заметьте: главной ноты ре из мелодии на стыке тактов нет ни в Am, ни в C, но она всё равно звучит хорошо. Почему? А хрен его знает. Звучит, да и ладно.
Так 2-мя схемами тональной гармонии мы окутали мелодию в грустные краски.
Теперь проверим светлые. Для этого сразу меняем Am на F – его заместителя по роли на VI ступени. Заметьте как всего 1 нота поменяла звучание, особенно в медленном прослушивании.
И такое звучание мне нравится больше: и мелодия менее грустная, и слышен оттенок надежды на хорошее. Но C после F звучит не очень – попробуем снова IV ступень в виде Dm. То же не очень.
Попробуем её замену – аккорд Bdim на II ступени. Хотя он сам по себе звучит очень напряжённо и используется редко, здесь он подошёл в самый раз. Почему так?
Здесь работают 3 меры смягчения. 1-ая мера – сниженная динамика. Если аккорд Bdim перенести на фортепиано, то звучать с нотой ре он будет резко. Но стоит уменьшить силу нажатия на клавиши через меню Process – обработка -> Velocity со 100 до 80, чтобы аккорд играл мягче, эта резкость уходит. И струнные здесь звучат тише и мягче по звучанию, чем фортепиано.
2-ая мера – обращение острой ноты. Если в струнных Bdim записать в обычном виде – звучит резковато. Но стоит обратить верхнюю ноту F, и всё звучит мягко. Причина: чем ниже частота звука, тем мягче он воспринимается на слух.
3-ья мера – затухание ноты. Если перенести мелодию в струнные – звучит резковато. А в фортепиано нота ре звучит мягче, потому что его звук затухает и меньше противоречит аккорду Bdim. В скрипке же он звучит продолжительно не затухая.
И ещё здесь работает особенность человеческого слуха — заторможенность. Если я уберу аккорд F в начале – звучит резковато. А с ним нет, потому что хоть он и сменился во 2-м такте, мозг всё ещё слышит F, а когда он замечает переход, то нота ре уже заканчивается.
Вывод: звучание аккорда зависит не только от его нот и законов теории музыки, но и от законов акустики – науки о звуке. 3-ий такт звучит не очень – заменим V ступень или Em на VII или G. А Am в конце в самый раз.
В итоге гармония такая: F-Bdim-G-Am или по схеме VI-II-VII-I. Она соответствует схеме T-S-D-T. VI – замена T, II – замена S, VII – замена D и I – сама тоника.
Мелодия №2. Она звучит грустно и это нужно усилить. На этот раз мы также будем выбирать аккорды по тональной схеме + проверять общие ноты с мелодией. Ставим в 1-ый такт тонику — Am: нота ми из мелодии как раз его квинта.
Во 2-ом такте пробуем 4-ую ступень – Dm. Звучит не очень и ноты до из мелодии в нём нет. Меняем на VI ступень – F: нота до в мелодии – это его квинта. Отлично.
3-ий такт: в мелодии нота соль, что есть в V ступени – это Em. Но звучание не подходит по оттенку. Меняем V ступень на III – C. Помним про обращения, чтобы плавно соединять аккорды и располагать их на одной высоте. Хорошо.
4-ый такт: в мелодии нота си – пробуем Em с си в квинте. Переход некрасивый. Пробуем VII – ступень G с нотой си в терции. Подойдёт. 1-ая половина мелодии гармонизована. Можно скопировать аккорды во 2-ую половину и они могут подойти. Слушаем. В итоге гармония такая: Am-F-C-G или схема I-VI-III-VII – T-S-D-D.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились со способами подбора аккордов к мелодии с учётом её настрояния. Поняли, что для этого важно искать их общие ноты и заменять аккорды одной роли друг на друга в пределах тональности.
В следующем уроке мы снова поговорим на эту тему, но с большим упором на практику.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.