Урок 14 — гармония к мелодии

Работа композитора. Гармония к мелодии Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 14-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём увидим на практике как сочинить гармонию к готовым мелодиями, 2 подхода, принципы. В ходе урока гармонизуем 4 мелодии и к 3-ей из них подберём 3 разные гармонии. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 14 - Гармония к Мелодии 1 | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:30 – гармонизация мелодии — подход №1: практический
01:32 – понятие опорных нот и принцип выбора аккордов
03:45 – выбор аккордов для мелодии Jingle Bells во 2-ом и 3-ем тактах
04:47 – выбор аккордов для мелодии Jingle Bells в 4-ом такте
05:53 – гармонизация мелодии №1 — добавление 1-ых и главных нот мелодии
06:47 – гармонизация мелодии №1 — проверка других аккордов
08:03 – гармонизация мелодии — подход №2: теоретический
08:44 – тональная схема гармонии и понятия тоника, субдоминанта и доминанта
10:02 – 3 роли аккордов в гармонии — покой, развитие, напряжение
11:16 – модальная схема гармонии и сравнение её с тональной
11:51 – гармонизация мелодии №2: подбор гармонии №1 и грустный
13:25 – гармонизация мелодии №2: подбор гармонии №2 и грустный
14:53 – гармонизация мелодии №2: подбор гармонии №3 и светлый
16:03 – смягчение резкого аккорда Вdim: мера №1 — снижение динамики
16:53 – мера №2 — обращение ноты и мера №3 — затухание ноты
17:50 – заторможенность — свойство человеческого слуха
18:34 – гармонизация мелодии №2 и сравнение 2-х гармоний
19:30 – гармонизация мелодии №3: подбор грустной гармонии
22:08 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы разберём, как подбирать подходящую гармонию к готовым мелодиям. Приступим.

Основная часть. До этого урока мы создавали гармонию, а уже потом на её основе мелодию. Но есть и обратный подход: сначала сочинить мелодию, а после подбирать к ней аккорды. Это называется гармонизацией.

Учиться ей с нуля лучше на примере простых и хорошо знакомых мелодий, например, Jingle Bells.

Есть 2 пути поиска аккордов: 1-ый – практический – искать их на слух по критерию нравится/не нравится и главное — соответствуют ли они мелодии по настроению.

Так эта мелодия праздничная и весёлая, поэтому и аккорды будут в основном мажорные. Сначала можно взять одиночные ноты на фоне, а уже потом достраивать их до аккордов. Послушаем соль в гармонии.  Или си. Звучит не очень ни по красоте, ни по настрою, ведь мы взяли их наугад — это плохо работает.

Лучше для их выбора взглянуть на мелодию и определить её главные или опорные ноты, которые образуют её контур и могут быть общими с нотами аккордов.

У них 2 признака – 1. Большая длина, чем у других нот; 2. Звучат в такте на сильных долях – 1-ой и 3-ей.

В 1-м такте это нота ми – единственная в нём и вокруг неё строится мелодия. Поэтому её вид – речитатив. Напишем ми в гармонии ½ нотами.  Звучит далеко не весело, потому что при добавлении других 2-х нот – терции и квинты получается грустный аккорд Em. Напишем ноту ми 4-тями в соседнем такте и найдём аккорды, в которых она есть.

Раз обычный аккорд – это 3 ноты и ми может быть одной из них, то нужных нам аккордов всего 3. 1-ый аккорд – Em. В нём ми – тоника и он нам не подходит. 2-ой аккорд – C с ми в терции.  3-ий аккорд – Am с ми в квинте.

Послушаем по очереди все 3 тоники аккордов в 1–ом такте. Как слышно, нота до звучит лучше всего по 2-м причинам: 1 – аккорд на её основе  мажорный; 2 – нота ми в нём – большая терция, что звучит светло с нотой ми в мелодии.

Если её опустить на полутон и сделать малой, то звучать будет плохо.  И аккорд минорный, и нота ми-бемоль из другой тональности. У мелодии же она до-мажор – все ноты основные или белые клавиши фортепиано.

Итак, в 1-ом такте хорошо звучит C. А вот во 2-м сейчас каша.  1-ая причина – аккорды меняются каждую четверть. Это много и не хорошо. Лучше менять их не чаще 2-х раз за такт. 2-ая причина – аккорды не те.

Во 2-ом такте как и в 1-ом главная нота ми – с неё начинается и заканчивается фраза мелодии. Поэтому поставим C 2 раза во 2-м такте.  Звучит хоть и однообразно, но светло – другие аккорды нам не подошли. Да и 2 такта подряд один и тот же аккорд повторяться может, равно как и длиться несколько тактов.

А вот в начале 3-его такта главная нота не ми, а фа. Попробуем аккорд F – он светлый и может подойти к мелодии.  Хорошо. А вот дальше снова ми главная, поэтому повторяем C  4-ый такт: начало с ми и ставим С.

Но звучит не очень. И C повторяется, и заметьте: ми будто борется с нотой ре и проигрывает ей, уступая звучание в 3-ей доле. Поэтому напишем Dm. Отлично. Хоть он и минорный, но он появляется 1 раз и в окружении мажорных.

Во 2-ой половине нота ре переходит в соль. Обе они есть в составе аккорда G – проверяем его.  Годится. Слушаем целиком.

Вывод: ищем в каждом такте аккорды с главными нотами из мелодии и слушаем, какие из них звучат с ней лучше.

2-ая мелодия – слушаем и определяем характер. Она звучит серьёзно. Проще всего в гармонии писать 1-ые ноты мелодии в каждом такте.  В 1-ом – это ля, во 2-ом – тянется ре из 1-ого.

Это опережение — опорная нота мелодии играет раньше, чем она же в аккорде.

В 3-ём такте – главная нота до, в 4-ом – снова ля. Как правило, в конце мелодии играет тоника главного аккорда. Добавим квинты.

Звучит хорошо, но проверим другие аккорды. В середине 2-ого такта мелодия зависает на ноте си, которой нет в Dm на фоне. Сменим его на G – в нём есть и си, и ре.  Но переход от G к C звучит некрасиво – мелодия из серьёзной резко становится радостной.

Поэтому важно не только правильно подобрать аккорды к нотам мелодии, но и найти красивые переходы между ними. Am, в котором до – средняя нота, повторять не будем. Остаётся F – с до в квинте. Добавим терции и послушаем обе гармонии со струнными.  

Совет – писать разные сочетания аккордов и выбирать из них лучшее. Это был 1-ый путь подбора аккордов — узнать в какие аккорды входят ноты мелодии и выбрать из них.

2-ой путьтеоретический – искать аккорды на основе законов гармонии. Он состоит из 2-х шагов:

Шаг 1определить тональность. Про неё было в уроке 8. Обычно тональность гармонии и лад мелодии совпадают как здесь. Они обе начинаются с ноты ля и состав нот в них одинаковый – только белые клавиши фортепиано: знаков при ключе нет. А что делать, когда они есть, мы разберём в следующем уроке.

Шаг 2выбрать аккорды в тональности. Из урока 9 мы знаем — есть 2 схемы движения аккордов:

1-ая схематональная — по ней явно видна тональность.

Суть вот в чём: музыка работает по принципу – покой – развитие – напряжение – покой.
И это воплощено в схеме I-IV-V-I.  Сравним с жизнью:

I ступеньтоника  покой – скалолаз у подножия горы – не упадёт и в сохранности.

IV ступеньсубдоминанта  развитие — скалолаз лезет на гору — закреплён на верёвке, что напряжённее, но не совсем.

V ступеньдоминанта  напряжение – скалолаз на вершине горы — стоять неустойчиво и хочется спуститься на ровную земля.

Dominate – с англ. преобладать – её роль: привлекать внимание. Sub – с англ. это приставка «под» — на 1 ступень ниже доминанты.

Итак, схема I-IV-V-I по-другому называется T-S-D-T.

И эти 3 заумные названия есть функции или роли аккордов в гармонии: покой, развитие и напряжение. Их главные носители – аккорды I, IV и V ступеней.

Но также у них есть заместители – аккорды с 2-мя общими нотами. Так IV ступень можно заменить на II, I на VI и III, а V на VII. Это немного изменит окрас звучания, но схема напряжения сохранится. Убедимся в этом на практике.

Заметьте: у VI ступени сейчас роль покоя. Но она также может быть развитием, например, в схеме I-VI-VII-I. .

2-ая схемамодальная – движение аккордов по ступеням, например, I-VII-VI-V.  По сравнению с тональной она звучит мягче.  Это один из приёмов сочинения: в куплете песни использовать модальную последовательность, а в припеве – тональную. Это создаст напряжение и отличие в этих частях песни.

Гармонизуем этим способом 2 мелодии: для простоты в тональности Am.

Мелодия №1. Она звучит светло, но не весело, а с оттенком грусти. Вопрос: нужно ли нам гармонией усиливать эту грусть или же скрасить её? От ответа зависит выбор аккордов. Попробуем оба случая и в тональной схеме.

Ставим аккорд Am – I ступень.  Обращаем верхний звук для мягкости.  Звучит грустнее. И согласно схеме I-IV-V-I можно далее добавить Dm – нота ре в мелодии как раз на стыке тактов. Em – нота си в мелодии в начале такта и квинта аккорда. Далее возврат в Am.

Но Em мне здесь не нравится – пробуем его заместителя: G на VII ступени.  В итоге гармония — Am-Dm-G-Am по схеме I-IV-VII-I.

Пробуем другой выбор: во 2-ом такте можно взять C на III ступени – средний между ролью тоники и доминанты.  Но F после него звучит невыразительно.

Заметьте: у нас нота «до» звучит в 3-х аккордах подряд и гармония стала более однообразной. Поэтому заменим F на Em.  Теперь Em звучит хорошо.

Вывод: один и тот же аккорд в том же такте воспринимается по-разному из-за разного перехода между ним и предыдущим аккордом. Сравним отдельно переходы Dm->Em и C->Em.  Последний звучит красивее в этом случае.

В итоге гармония Am-C-Em-Am по схеме I-III-V-I.  Заметьте: главной ноты ре из мелодии на стыке тактов нет ни в Am, ни в C, но она всё равно звучит хорошо. Почему? А хрен его знает. Звучит, да и ладно.

Так 2-мя схемами тональной гармонии мы окутали мелодию в грустные краски.

Теперь проверим светлые. Для этого сразу меняем Am на F – его заместителя по роли на VI ступени.  Заметьте как всего 1 нота поменяла звучание, особенно в медленном прослушивании.  

И такое звучание мне нравится больше: и мелодия менее грустная, и слышен оттенок надежды на хорошее.  Но C после F звучит не очень – попробуем снова IV ступень в виде Dm.  То же не очень.

Попробуем её замену – аккорд Bdim на II ступени. Хотя он сам по себе звучит очень напряжённо и используется редко, здесь он подошёл в самый раз. Почему так?

Здесь работают 3 меры смягчения. 1-ая мерасниженная динамика. Если аккорд Bdim перенести на фортепиано, то звучать с нотой ре он будет резко.  Но стоит уменьшить силу нажатия на клавиши через меню Process – обработка -> Velocity со 100 до 80, чтобы аккорд играл мягче, эта резкость уходит.  И струнные здесь звучат тише и мягче по звучанию, чем фортепиано.

2-ая мераобращение острой ноты. Если в струнных Bdim записать в обычном виде – звучит резковато.  Но стоит обратить верхнюю ноту F, и всё звучит мягко. Причина: чем ниже частота звука, тем мягче он воспринимается на слух.  

3-ья меразатухание ноты. Если перенести мелодию в струнные – звучит резковато.  А в фортепиано нота ре звучит мягче, потому что его звук затухает и меньше противоречит аккорду Bdim. В скрипке же он звучит продолжительно не затухая.

И ещё здесь работает особенность человеческого слуха — заторможенность. Если я уберу аккорд F в начале – звучит резковато.  А с ним нет, потому что хоть он и сменился во 2-м такте, мозг всё ещё слышит F, а когда он замечает переход, то нота ре уже заканчивается.

Вывод: звучание аккорда зависит не только от его нот и законов теории музыки, но и от законов акустики – науки о звуке. 3-ий такт звучит не очень – заменим V ступень или Em на VII или G. А Am в конце в самый раз.

В итоге гармония такая: F-Bdim-G-Am или по схеме VI-II-VII-I.  Она соответствует схеме T-S-D-T. VI – замена T, II – замена S, VII – замена D и I – сама тоника.  

Мелодия №2. Она звучит грустно и это нужно усилить. На этот раз мы также будем выбирать аккорды по тональной схеме + проверять общие ноты с мелодией. Ставим в 1-ый такт тонику — Am: нота ми из мелодии как раз его квинта.

Во 2-ом такте пробуем 4-ую ступень – Dm.  Звучит не очень и ноты до из мелодии в нём нет. Меняем на VI ступень – F: нота до в мелодии – это его квинта. Отлично.

3-ий такт: в мелодии нота соль, что есть в V ступени – это Em.  Но звучание не подходит по оттенку. Меняем V ступень на III – C. Помним про обращения, чтобы плавно соединять аккорды и располагать их на одной высоте. Хорошо.

4-ый такт: в мелодии нота си – пробуем Em с си в квинте. Переход некрасивый. Пробуем VII – ступень G с нотой си в терции. Подойдёт. 1-ая половина мелодии гармонизована. Можно скопировать аккорды во 2-ую половину и они могут подойти. Слушаем.  В итоге гармония такая: Am-F-C-G или схема I-VI-III-VIIT-S-D-D.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились со способами подбора аккордов к мелодии с учётом её настрояния. Поняли, что для этого важно искать их общие ноты и заменять аккорды одной роли друг на друга в пределах тональности.

В следующем уроке мы снова поговорим на эту тему, но с большим упором на практику.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения