ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 13-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём увидим на практике как сочинить мелодию голосом, напевая её под гармонию и узнаем 4 преимущества и 4 недостатка способа. Также сочиним 5 мелодий на фоне разной гармонии. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – суть создания мелодий с помощью голоса и понятие «рыба»
01:55 – добавление гармонии на гитаре
02:30 – настройка записи голоса на звуковую дорожку
03:26 – запись мелодии №1 под гитару — черновик и чистовик
04:20 – добавление гармония струнными и на фортепиано в нотах
05:25 – особенности пения мелодии под гармонию и запись мелодии №2
06:33 – 4 достоинства сочинения мелодии голосом
07:24 – 4 недостатка сочинения мелодии голосом
08:32 – 2 вида начала мелодий — с сильной и со слабой доли и их свойства
10:11 – сочинение контура мелодии №3 и перенос нот из голоса на нотоносец
12:40 – уточнение мелодии №3 словами и удвоение гармонии и голоса
14:03 – сочинение мелодии №4 со слабой доли на звук «ааа» и её съём
17:00 – сочинение мелодии №5 с сильной доли в 2 прохода — черновик и чистовик
18:33 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки.В этом уроке мы рассмотрим сочинение мелодий с помощью голоса, а нотоносец будет лишь средством их записи. Приступим.
Основная часть. Голос – это 3-ье средство создания музыки наряду с нотоносцем и музыкальным инструментом. Его суть – искать и напевать разные звуки для мелодии и затем писать их в нотах.
Для этого есть 3 способа:
- Мычание – издаём носом звук «м» .
- Гласные – а, о или слоги – на, ла, да, та и другие.
- Слова – любые и даже без смысла – «снежный альбатрос, непонятно, ноги, ворс, охапка роз, на большой дороге». Получилось в рифму, но она не обязательна: главное — ритм слов.
Эти напевы или черновики мелодии называются в музыке рыбой – тоже открывает рот, но смысла в этом нет.
Рыбу мы напели просто так, но лучше под готовую гармонию. Её можно сыграть на музыкальном инструменте – например, бренчать аккорды на гитаре. Даже если её нет, можно открыть программу Real Guitar – настоящая гитара, выбрать вкладку Chords — аккорды и нажимать на клавиши. При этом от выбранной ноты строится аккорд и его буква появляется выше. Сыграем обычную гармонию C-F-G-C ровно и не совсем.
Задача – вслушаться в гармонию и сначала мысленно, а затем вслух напеть навеваемую ею мелодию. А чтобы её не забыть и не потерять, лучше сразу её записать.
Для этого добавим в Sonar звуковую дорожку через меню Insert – вставка — > Audio Track. Далее раскроем меню дорожки и в поле Input – порты ввода выберем MME Devices – устройство записи.
Scarlett 2i4 USB – это моя внешняя звуковая карта. Она подключена к компьютеру по USB разъёму. Left Line In – это её левый линейный вход – к нему подключен микрофон. Так я и записываю голос для видео уроков. Так и назовём дорожку — Voice.
Включаем запись кнопками R на дорожке и панели и напеваем, к примеру, ритмослоги – на-на. Часто, как и в примере, получается черновик мелодии, зависимой от гармонии – в виде опорных или общих с ней нот. Когда он есть, его можно уточнить и спеть мелодию живее и увереннее.
Ещё гармонию можно прописать на нотоносце и воспроизвести. Например, есть аккорды струнными — B-Gm-E-F#. Не пугайтесь – в них просто терции подняты на октаву для яркости. К ним я наиграл арпеджио на фортепиано. Послушайте их вместе и попробуйте в мыслях или голосом пропеть что-нибудь.
Теперь моя очередь. 2 важные вещи:
1 – сейчас звучать красиво не так важно – главное запечатлеть ноты в виде записи голоса, а потом слушать и переводить в ноты. Уже после правки мелодии и сочинении текста можно спеть всё как надо.
2 — ноты при пении могут звучать не безупречно – голос и мозг пытаются их найти. Главное – чувственно проникнуться в гармонию. Обычно, когда есть и гармония, и хоть какой-то ритм мелодия при пении будто сама укладывается в их рамки – настроение и характер. И чем красивей и выразительней гармония, тем легче на неё придумать мелодию. С ней гармония будет делиться своей красотой.
Итак, сочинять песню голосом можно играя аккорды на инструменте или прописав ноты гармонии в музыкальной студии.
4 достоинства сочинения голосом:
- Певучесть — мелодию по факту будет легко и удобно исполнять голосом, ведь она сочиняется им же.
- Гибкость — можно быстро менять высоту и ритм нот мелодии в рамках возможностей голоса.
- Доступность — можно сочинить мелодию без музыкальных инструментов и программ, ведь голос есть у каждого человека. И не обязательно отлично петь.
- Повсеместность - можно сочинять в любом месте: дома, на прогулке, в поездке, напевая мелодию тихо или мысленно. Так Майкл Джексон придумал мелодию к своей песни Billie Jean именно этим способом за рулём своей машины.
4 недостатка сочинения голосом:
- Ограниченность — мелодия чаще всего будет речитативной, близкой к речи. В то же время на инструменте и нотоносце можно взять необычные сочетания нот, что обычно не появляются при пении.
- Времязатратность — нужно время, чтобы перевести мелодию из головы или аудиозаписи в ноты на нотоносце; 3 -
- Забываемость — без технических средств под рукой в виде нотоносца или микрофона мелодию легко забыть – придётся бесконечно проигрывать её в голове. Выход – иметь при себе диктофон. И желательно развивать музыкальную память, потому что иногда не так просто помнить мелодию целиком.
- Развитый слух — для пения мелодии на фоне аккордов и для перевода её в нотную запись нужно уметь попадать в ноты и различать их. Иначе из-за небрежного исполнения или неточного подбора будет сложно оценить художественную ценность мелодии.
Ритмически начать петь мелодию можно 2-мя путями – с сильной доли и со слабой.
1 – сильная доля – это когда мелодия и гармония начинаются одновременно в начале такта. Пример - мелодия из слогов под гитару . Это создаёт ощущение единства и утверждения.
2 – слабая доля – это когда мелодия появляется после гармонии – на 8-ую, 4-ть, с середины такта. Пример – мелодия под струнные. Здесь её начало – со 2-ой доли такта или с запозданием на 4-ть. Это создаёт ощущение мягкости и неустойчивости.
Сдвинем её начало на половину такта: выделим её и перейдём в меню Process – обработка -> Slide – сдвиг. Отметим пункт Ticks – отсчёты и напишем 960 – столько в этих единицах измерения занимает 1 четверть такта.
Заметьте: звучание мелодии изменилось. Такое смещение — действенный приём сочинения. Мелодия меняет своё положение во времени относительно гармонии и долей такта, что вносит новые идеи.
Ещё можно напеть длинные тона – контур мелодии, а уже потом уточнять ритм, как голосом, так и на нотоносце. Здесь главное вычленить из аккорда цепляющие интонации. Гармония здесь обычная.
Я чаще всего напеваю английские слова – мне так привычнее.
Теперь слушаем и пишем спетые ноты – переносим мелодию из записанного звучания на нотоносец.
Если написанная нота и нота в голосе сливаются воедино в звучании, значит мы выбрали правильную ноту. А если они звучат нескладно, то нет. Поставим ля. Она ниже, чем в голосе, а нужно выше. Ставим си. Звучит на полутон ниже, поэтому так напряжённо. Правильная нота здесь до.
Важно: чем развитей музыкальный слух композитора, тем быстрее и правильней он напишет ноты.
Теперь узнаем где в такте 2-ая нота – поставим до на середину. А в голосе она звучит раньше на 8-ую, поэтому двигаем её. Но теперь это не до, а си. В следующих 2 тактах ритм такой же, но высота другая. 2-ой такт начинается с ре. 3-ий такт такой же, что и 1-ый. 4-ый такт – начало с ля, а потом до-ре-до. Итак, контур мелодии записан в нотах.
Теперь уточняем его пением других слов наугад и более часто. Похоже на припев к песне.
Усилим его динамику с помощью удвоения 2-х партий.
1 — скопируем в струнные аккорды из фортепиано, выделим тоники и квинты и скопируем на октаву ниже. Гармония стала плотнее.
2 – споём мелодию ещё раз и запишем её на ещё одну звуковую дорожку. Теперь совместим так, чтобы оба голоса пели одновременно. Слушаем целиком. Итак, у нас есть цепляющая основа из гармонии и мелодии для будущей песни.
Сочиним ещё 2 мелодии. Мелодия №1 – гармония для неё такая: Fm-Db-Eb-Fm. Я напою то, что мне пришло в голову при прослушивании и начну петь со слабой доли. Снимем ноты мелодии. Да, перевод мелодии из слышимых звуков в видимые знаки нотного письма называется съёмом. И это хорошее упражнение для развития слуха.
Итак, 1-ый такт. Начинаем со слабой доли, как спели. Здесь 3 раза подряд и 8-ыми звучит одна и та же нота, скорее всего, Ab. Потом нужно слушать выше или ниже предыдущей ноты звучит голос. Здесь выше, поэтому идём на B и далее возврат к A в 4-ой доле. Только ритм здесь не такой – более неровный, поэтому сдвигаем ля на 16-ую назад. И за ней ход вниз на соль.
2-ой такт: сразу слышится длинная ля. Потом её повтор на слабой доле и ход вниз на соль. Опять возврат к ля и с неровным ритмом, как в прошлом такте. И потом подъём к си.
3-ий такт: вроде си. Нет, ошибся, всё-таки ля. В середине ритм, как во 2-ом такте, только на одной и той же ноте – соль.
В 4-ом такте по-любому половиная ля, как тоника и точка в мелодии. А перед ней пробуем ля-си. Не то. Тогда си-до. И снова не то – значит си-соль. Слушаем целиком.
Как видите, при сочинении голосом мелодия чаще всего похожа на речитатив c простым ритмом и опорой на аккордовые ноты. Потому что мы опираемся на обычную речь.
Мелодия №2 – гармония для неё такая: Bm-G-A-Bm, причём каждый аккорд длится 2 такта.
Напою набросок мелодии длинными нотами и начну сразу с 1-ой доли такта вместе с гармонией. Теперь добавляю мелодии ритма дроблением полученных длинных нот на более мелкие. Я вне урока тем же способом, что и с прошлой мелодией, добыл из звучания голоса ноты на письме.
Мелодия получилась ещё более однообразная – одна и та же фигура в 2-х тактах повторяется 4 раза с небольшими изменениями. Но, тем не менее, она цепляет и достойна быть исполнена в припеве песни.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с сочинением мелодии при помощи голоса. Поняли, что для этого хорошо иметь готовую гармонию, развитый музыкальный слух и уметь хотя бы немного петь.
В следующем уроке мы поговорим про то, как подбирать аккорды к готовым мелодиям.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.