Урок 11 — мелодия: практика

Работа композитора. Мелодия: практика Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 11-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём на рассмотрена практика создания мелодии с нуля без гармонии: как выбрать для неё регистр, лад, вид, контур и ритм. На практике сочинены 3 разные по всем признакам мелодии. Рассмотрена работа опытного композитора и его отличие от новичка. Теперь новичок может создавать цепляющие мелодии более осознанно. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 11 - Мелодия. Практика 1 | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – отличие опытного композитора от новичка
00:57 – 1-ый вид мелодии — речитатив: описание и примеры мелодий
02:57 – 2-ой вид мелодии — кантилена: описание и примеры мелодий
04:59 – границы для мелодии: 1 — регистр и его виды
06:38 – границы для мелодии: 2 — лад, 3 — вид мелодии
07:08 – границы для мелодии: 4 — контур мелодии и его виды
08:17 – границы для мелодии: 5 — ритммелодии и его виды
08:38 – сочинение мелодии №1: 1-ый такт с нуля и 2-ой — копирование
10:34 – сочинение мелодии №1: 3-ий и 4-ый такты — копирование 1-ого
12:04 – сочинение мелодии №2: определение границы для неё, особенно лада
13:39 – сочинение мелодии №2: 1-ая фраза с нуля и 2-ая — копирование
14:42 – сочинение мелодии №2: 3-ья и 4-ая фразы — секвенция и смена ритма
16:02 – сочинение мелодии №3: определение границы для неё, особенно лада
16:59 – сочинение мелодии №2: 1-ая фраза с нуля — выбор скачков
17:58 – сочинение мелодии №2: создание других фраз в том же настроении
19:58 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы на практике создадим цепляющие мелодии и познакомимся c их видами и начальными границами для композитора при их сочинении. Приступим.

Основная часть. Есть 2 вида композиторовновичок и опытный. Их отличие: новичок сначала сочиняет, а потом думает где это можно применить. Опытный же может по заказу написать музыку для фильма, театра, телепередач.

Это даёт ему знания видов ладов, законов создания мелодии и её 2-х основных видов:

1 видречитатив – от англ. «recite» — рассказывать, перечислять. Такая мелодия подобна обычной речи — на основе одной главной ноты. Мы не говорим распевно: «А пойдём-ка в магазин», а более монотонно – та-та-та-та-та-та-та. Моно – один, тон – звук – то есть на одном звуке.

В речитативной мелоди повторяются ноты и нет скачков – движение здесь по секундам и терциям. И такая мелодия чаще всего сочиняется голосом под последовательность аккордов – находится общая для них нота и напевается в разном ритме. Это мы рассмотрим в следующих уроках.

Крайний случай речитативарэп: говорение под музыку.  Здесь главным становится ритм – он подвижный в виде 16-х нот. А лад здесь не так важен: не все его ступени использованы. Главные ноты мелодии — аккордовые. То есть ритм сохраняется, а ноты просто переносятся на другую высоту.

Речитатив подходит для быстрых, ритмичных мелодий и особенно для мелодии куплета, в котором не должно быть яркой интонации, чтобы не затмевать припев песни. Но такая мелодия из-за однообразия требует украшательства в виде гармонии. Ещё избыток повторений может сделать мелодию невыразительной.

Тогда её нужно разнообразить звеньями 2-ого вида мелодии – кантилена. От лат. cantilena – «распевная, пение» — это мелодия широкого дыхания, построенная на нескольких нотах. В ней главное это лад, а не ритм, поэтому есть скачки на кварту и выше.

Такая мелодия чаще всего сочиняется на нотоносце и подходит для медленных, чувственных мелодий и особенно для припева – в ней можно применить яркую интонацию в виде скачков. Даже если их нет, ритм очень простой. Пример этого и крайний случай кантилены – народная песня, как то «Ой, мороз, мороз не морозь меня».  Ноты в ней длинные – четверти и половинные.

Такая же распевная мелодия в песне «В лесу родилась ёлочка».

Вывод: эти 2 вида мелодии – противоположны друг другу.
Речитатив нужен, чтобы: 1 – передать смысл, 2 – показать ритм, а кантилена: 1 – передать чувство, 2 – показать лад. И композитор может, как писать мелодию в отдельном виде, так и смешивать достоинства обоих.

В песне «Во поле берёза стояла» начало как речитатив, но потом движение вниз по ступеням на квинту. В речитативе же диапазон нот мелодии не больше терции.

Перейдём  к практике. Хоть я чаще начинаю сочинение музыки с гармонии или одновременно с гармонии и мелодии, а просто с мелодии – очень редко, постараюсь задать для неё границы и сочинять без гармонии.

Мелодия №1 — пусть будет светлая, легкая и бодрая, возможно о счастливой любви. И по этим рамкам выбираем для мелодии 5 вещей: регистр, лад, вид, контур и ритм.

1-ая вещьрегистр – это положение мелодии по высоте на нотоносце. Он влияет на её образ и есть 3-х видов: низкий, средний и высокий.

  • Низкий – это ноты ниже басового ключа или под нотой фа малой октавы. Его 1-ая половина звучит мрачно и грязно, а 2-ая – твёрдо и полно . Это как рычащий медведь и для нашей мелодии не подойдёт.
  • Средний – ноты от басового ключа до верхней линейки скрипичного или от фа малой до фа 2-ой октавы. Он звучит светло и чисто — это как говорящий человек.
  • Высокий – нот выше верхней линейки нотоносца или ноты фа 2-ой октавы. Его 1-ая половина звучит ярко и чисто, а 2-ая пронзительно и тонко – это как поющая птичка.

Для нашей мелодии выберем верхнюю половину среднего регистра – около ноты до 2-ой октавы.

2-ая вещьлад — мажорный или минорный. Для светлой мелодии нужен мажор и для простоты от ноты «до».

3-ья вещьвидречитатив или кантилена. Давайте их совместим: от речитатива возьмём более гибкий ритм, а от кантилены – диапазон нот. То есть с одной стороны не будем топтаться на одной ноте, но с другой не будем двигаться скачками, а плавно.

Вещи 4 и 5 тесно связаны с видом мелодии.
4-ая вещьконтур – это общее направление движения нот. Он есть — восходящий, нисходящий, волнообразный или арка – смесь движений вверх и вниз, скачкообразный и ровный.

Раз мелодия по задумке светлая, то нужно добавить в неё побольше движений вверх. Это логично: что-то возвышенное, светлое – наверху, ближе к солнцу. В гимнах обычно оно и преобладает.

5-ая вещьритм – ровный или неровный, вялый – из длинных нот – половинных и четвертей, средний – из 4-ей и 8-ых или подвижный – из коротких нот – 8-ых и 16-ых. Для бодрой мелодии нужен подвижный ритм, но для гибкости добавим и длинные ноты, и сочетание ровного и неровного ритмов.

И теперь с учётом всего вышесказанного начинаем сочинять мелодию. Далее сочинение мелодии лучше смотреть в видеоуроке — нагляднее и интереснее. 🙂

Главное при создании мелодии: чтобы не было длинных пауз, невыразительных интонаций, а в конце стояла жирная точка – это тоника лада.

Мелодия №2 — пусть будет светлая, но более задумчивая, чувственная и однообразная по сравнению с предыдущей.

1 – регистр – верхний, на границе со средним.
2 – лад – фа-мажор. Но последние 3 ноты звучат высоковато, поэтому опустим их на октаву.  
Да, не обязательно, чтобы ноты в мелодии использовались на исходной высоте в ладу.

3 – вид – пусть будет речитатив – вокруг одной ноты, например, фа.
4 – контур – линия – нет явных движений вверх и вниз,
5 – ритм – ровный и средний – 8-ыми нотами и простой.

Далее сочинение мелодии лучше смотреть в видеоуроке — нагляднее и интереснее. 🙂

Мелодия №3 — пусть отличается от прошлых 2-х — будет грустной, более протяжной и распевной, возможно на тему прощания с дорогим человеком.

1 – регистр – нижняя часть среднего на границе с низким,
2 – лад – почти минорный – П-Т-Т-Т-П-Т-Т — минор с опущенной на полутон 2-ой ступенью.
Если её поднять – будет чистый минор – Т-П-Т-Т-П-Т-Т.  
3 – вид – кантилена, 4 – контур – скачкообразный – поменьше движений по ступеням,
5 – ритм – неровный и вялый – из длинных нот и долгих пауз.

И снова смотрим сочинение мелодии в видеоуроке. 🙂 Здесь работа со скачками. Скачки – это интервалы от кварты и выше. Важно выбрать тот, что будет соответствовать настроению мелодии. Кварта звучит призывно – не подходит. Квинта звучит пусто – не подходит.  Малая секста – звучит тревожно – подойдёт.

Далее идём плавно вниз. Это важный принцип заполнения скачка при создании мелодии. Когда основной ритм мелодии готов – копируем фигуру в следующий такт и меняем высоту нот так, чтобы звучало выразительно и в одном настроении.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились со средствами музыкальной выразительности, которые отбирает композитор для сочинения разных по чувству и смыслу мелодий. Поняли, что для мелодии можно задать начальные рамки в виде регистра, лада, вида, контура и ритма и опираться на них при её сочинении.

В следующем уроке мы снова на практике посочиняем мелодии, но уже не на нотоносце, а на музыкальном инструменте — электроклавишнике.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения