ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 11-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём на рассмотрена практика создания мелодии с нуля без гармонии: как выбрать для неё регистр, лад, вид, контур и ритм. На практике сочинены 3 разные по всем признакам мелодии. Рассмотрена работа опытного композитора и его отличие от новичка. Теперь новичок может создавать цепляющие мелодии более осознанно. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – отличие опытного композитора от новичка
00:57 – 1-ый вид мелодии — речитатив: описание и примеры мелодий
02:57 – 2-ой вид мелодии — кантилена: описание и примеры мелодий
04:59 – границы для мелодии: 1 — регистр и его виды
06:38 – границы для мелодии: 2 — лад, 3 — вид мелодии
07:08 – границы для мелодии: 4 — контур мелодии и его виды
08:17 – границы для мелодии: 5 — ритммелодии и его виды
08:38 – сочинение мелодии №1: 1-ый такт с нуля и 2-ой — копирование
10:34 – сочинение мелодии №1: 3-ий и 4-ый такты — копирование 1-ого
12:04 – сочинение мелодии №2: определение границы для неё, особенно лада
13:39 – сочинение мелодии №2: 1-ая фраза с нуля и 2-ая — копирование
14:42 – сочинение мелодии №2: 3-ья и 4-ая фразы — секвенция и смена ритма
16:02 – сочинение мелодии №3: определение границы для неё, особенно лада
16:59 – сочинение мелодии №2: 1-ая фраза с нуля — выбор скачков
17:58 – сочинение мелодии №2: создание других фраз в том же настроении
19:58 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы на практике создадим цепляющие мелодии и познакомимся c их видами и начальными границами для композитора при их сочинении. Приступим.
Основная часть. Есть 2 вида композиторов – новичок и опытный. Их отличие: новичок сначала сочиняет, а потом думает где это можно применить. Опытный же может по заказу написать музыку для фильма, театра, телепередач.
Это даёт ему знания видов ладов, законов создания мелодии и её 2-х основных видов:
1 вид – речитатив – от англ. «recite» — рассказывать, перечислять. Такая мелодия подобна обычной речи — на основе одной главной ноты. Мы не говорим распевно: «А пойдём-ка в магазин», а более монотонно – та-та-та-та-та-та-та. Моно – один, тон – звук – то есть на одном звуке.
В речитативной мелоди повторяются ноты и нет скачков – движение здесь по секундам и терциям. И такая мелодия чаще всего сочиняется голосом под последовательность аккордов – находится общая для них нота и напевается в разном ритме. Это мы рассмотрим в следующих уроках.
Крайний случай речитатива – рэп: говорение под музыку. Здесь главным становится ритм – он подвижный в виде 16-х нот. А лад здесь не так важен: не все его ступени использованы. Главные ноты мелодии — аккордовые. То есть ритм сохраняется, а ноты просто переносятся на другую высоту.
Речитатив подходит для быстрых, ритмичных мелодий и особенно для мелодии куплета, в котором не должно быть яркой интонации, чтобы не затмевать припев песни. Но такая мелодия из-за однообразия требует украшательства в виде гармонии. Ещё избыток повторений может сделать мелодию невыразительной.
Тогда её нужно разнообразить звеньями 2-ого вида мелодии – кантилена. От лат. cantilena – «распевная, пение» — это мелодия широкого дыхания, построенная на нескольких нотах. В ней главное это лад, а не ритм, поэтому есть скачки на кварту и выше.
Такая мелодия чаще всего сочиняется на нотоносце и подходит для медленных, чувственных мелодий и особенно для припева – в ней можно применить яркую интонацию в виде скачков. Даже если их нет, ритм очень простой. Пример этого и крайний случай кантилены – народная песня, как то «Ой, мороз, мороз не морозь меня». Ноты в ней длинные – четверти и половинные.
Такая же распевная мелодия в песне «В лесу родилась ёлочка».
Вывод: эти 2 вида мелодии – противоположны друг другу.
Речитатив нужен, чтобы: 1 – передать смысл, 2 – показать ритм, а кантилена: 1 – передать чувство, 2 – показать лад. И композитор может, как писать мелодию в отдельном виде, так и смешивать достоинства обоих.
В песне «Во поле берёза стояла» начало как речитатив, но потом движение вниз по ступеням на квинту. В речитативе же диапазон нот мелодии не больше терции.
Перейдём к практике. Хоть я чаще начинаю сочинение музыки с гармонии или одновременно с гармонии и мелодии, а просто с мелодии – очень редко, постараюсь задать для неё границы и сочинять без гармонии.
Мелодия №1 — пусть будет светлая, легкая и бодрая, возможно о счастливой любви. И по этим рамкам выбираем для мелодии 5 вещей: регистр, лад, вид, контур и ритм.
1-ая вещь – регистр – это положение мелодии по высоте на нотоносце. Он влияет на её образ и есть 3-х видов: низкий, средний и высокий.
- Низкий – это ноты ниже басового ключа или под нотой фа малой октавы. Его 1-ая половина звучит мрачно и грязно, а 2-ая – твёрдо и полно . Это как рычащий медведь и для нашей мелодии не подойдёт.
- Средний – ноты от басового ключа до верхней линейки скрипичного или от фа малой до фа 2-ой октавы. Он звучит светло и чисто — это как говорящий человек.
- Высокий – нот выше верхней линейки нотоносца или ноты фа 2-ой октавы. Его 1-ая половина звучит ярко и чисто, а 2-ая пронзительно и тонко – это как поющая птичка.
Для нашей мелодии выберем верхнюю половину среднего регистра – около ноты до 2-ой октавы.
2-ая вещь – лад — мажорный или минорный. Для светлой мелодии нужен мажор и для простоты от ноты «до».
3-ья вещь – вид – речитатив или кантилена. Давайте их совместим: от речитатива возьмём более гибкий ритм, а от кантилены – диапазон нот. То есть с одной стороны не будем топтаться на одной ноте, но с другой не будем двигаться скачками, а плавно.
Вещи 4 и 5 тесно связаны с видом мелодии.
4-ая вещь – контур – это общее направление движения нот. Он есть — восходящий, нисходящий, волнообразный или арка – смесь движений вверх и вниз, скачкообразный и ровный.
Раз мелодия по задумке светлая, то нужно добавить в неё побольше движений вверх. Это логично: что-то возвышенное, светлое – наверху, ближе к солнцу. В гимнах обычно оно и преобладает.
5-ая вещь – ритм – ровный или неровный, вялый – из длинных нот – половинных и четвертей, средний – из 4-ей и 8-ых или подвижный – из коротких нот – 8-ых и 16-ых. Для бодрой мелодии нужен подвижный ритм, но для гибкости добавим и длинные ноты, и сочетание ровного и неровного ритмов.
И теперь с учётом всего вышесказанного начинаем сочинять мелодию. Далее сочинение мелодии лучше смотреть в видеоуроке — нагляднее и интереснее. 🙂
Главное при создании мелодии: чтобы не было длинных пауз, невыразительных интонаций, а в конце стояла жирная точка – это тоника лада.
Мелодия №2 — пусть будет светлая, но более задумчивая, чувственная и однообразная по сравнению с предыдущей.
1 – регистр – верхний, на границе со средним.
2 – лад – фа-мажор. Но последние 3 ноты звучат высоковато, поэтому опустим их на октаву.
Да, не обязательно, чтобы ноты в мелодии использовались на исходной высоте в ладу.
3 – вид – пусть будет речитатив – вокруг одной ноты, например, фа.
4 – контур – линия – нет явных движений вверх и вниз,
5 – ритм – ровный и средний – 8-ыми нотами и простой.
Далее сочинение мелодии лучше смотреть в видеоуроке — нагляднее и интереснее. 🙂
Мелодия №3 — пусть отличается от прошлых 2-х — будет грустной, более протяжной и распевной, возможно на тему прощания с дорогим человеком.
1 – регистр – нижняя часть среднего на границе с низким,
2 – лад – почти минорный – П-Т-Т-Т-П-Т-Т — минор с опущенной на полутон 2-ой ступенью.
Если её поднять – будет чистый минор – Т-П-Т-Т-П-Т-Т.
3 – вид – кантилена, 4 – контур – скачкообразный – поменьше движений по ступеням,
5 – ритм – неровный и вялый – из длинных нот и долгих пауз.
И снова смотрим сочинение мелодии в видеоуроке. 🙂 Здесь работа со скачками. Скачки – это интервалы от кварты и выше. Важно выбрать тот, что будет соответствовать настроению мелодии. Кварта звучит призывно – не подходит. Квинта звучит пусто – не подходит. Малая секста – звучит тревожно – подойдёт.
Далее идём плавно вниз. Это важный принцип заполнения скачка при создании мелодии. Когда основной ритм мелодии готов – копируем фигуру в следующий такт и меняем высоту нот так, чтобы звучало выразительно и в одном настроении.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились со средствами музыкальной выразительности, которые отбирает композитор для сочинения разных по чувству и смыслу мелодий. Поняли, что для мелодии можно задать начальные рамки в виде регистра, лада, вида, контура и ритма и опираться на них при её сочинении.
В следующем уроке мы снова на практике посочиняем мелодии, но уже не на нотоносце, а на музыкальном инструменте — электроклавишнике.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.