ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 10-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём на рассмотрены теория создания мелодии: понятие лада, его виды, музыкальные интервалы и строение мелодии из 3-х частей — лада, ритма и формы или синтаксиса. Теперь новичок может создавать цепляющие мелодии более осознанно. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – что нужно знать, понятие гаммы, 2 её вида — мажор и минор
01:24 – понятие лада, его настроение и формула
03:09 – ступени лада, понятие тяготения и разрешения
04:24 – понятие музыкальных интервалов и их звучания
05:32 – понятие мотива, его виды, примеры 2 песен на мотиве секунды
06:43 – влияние ритма мелодии на её настроение, опыты с ритмами
07:17 – примеры 2-х песен на мотиве сексты
08:51 – сочинение с мелодии: достоинство №1 — зацепы интонациями и повторами
09:51 – сочинение с мелодии: достоинство №2 — широкий выбот нот
11:22 – сочинение с мелодии: недостаток №1 — нет украшательств гармонией
12:19 – сочинение с мелодии: недостаток №2 — нужно знать разные виды ладов
12:51 – понятие большого и малого интервала, виды секунды
14:09 – особенность лада, лад в китайской музыке — пентатоника
14:49 – строение мелодии: составляющая №1 — лад
15:40 – строение мелодии: составляющая №2 — ритм, понятие синкопы
16:59 – строение мелодии: составляющая №3 — форма или синтаксис
18:19 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы подробнее поговорим про законы и приёмы создания мелодии – осмысленной линии из нот и главной составляющей песни. Приступим.
Основная часть. До этого мы сочиняли мелодию от балды – ставили ноты, слушали и правили их.
Но чтобы сочинять её быстрее и интереснее, нужно знать 3 вещи:
1 — понятие лада и его виды, 2 – музыкальные интервалы и 3 — строение мелодии.
Перед нами 8 нот в восходящем порядке – от «до» 1-ой октавы до «до» 2-ой. Это гамма — лестница из нот-ступеней на расстоянии тона и полутона друг от друга. Она начинается с ноты до и звучит светло, поэтому она до-мажор. Но если опустить её на уровень ноты ля, то будет звучать грустно и теперь это гамма ля-минор.
Почему так? Всё дело в порядке промежутков между соседними нотами – тонах и полутонах. В до-мажоре он такой – Т-Т-П-Т-Т-Т-П. А в ля-миноре такой – Т-П-Т-Т-П-Т-Т. И эта формула определяет настроение лада — содружества звуков, которые ладят или хорошо звучат вместе в мелодии.
Есть 2 основных лада – мажорный и минорный. Из до-мажора можно сделать до-минор, если опустить на полутон 3, 6 и 7 ступени. Ведь теперь соблюдается формула минора – Т-П-Т-Т-П-Т-Т.
Гамма – это набор нот лада: как солдаты в строю. А вот на поле боя — в разных местах и сочетаниях они в мелодии. И для неё композитор выбирает ноты не случайно, а из нот нужного лада, если её настроение задано изначально.
Мелодии могут быть одинаковые по ритму мелодии, но разные по настроению – весёлая и грустная. Это зависит от лада. Тональность в гармонии, как и лад в мелодии: определяет её состав, состоит из ступеней, нумеруемых римскими цифрами, I ступень – тоника — главная и самая устойчивая. От неё лад берёт своё название.
Устойчивые ступени также — III и V, а неустойчивые – II, IV, VI и VII. И в этом суть лада – неустои хотят перейти в устои.
Желание перехода – тяготение, а сам переход – разрешение. И при создании мелодии есть важное правило: она должна оканчиваться на устойчивой ступени – иначе звучание незавершённое.
Вот конец мелодии на I ступени – звучит завершено. А на II-ой ступени – нет, потому что она звучит неустойчиво и тяготеет в I-ую. Как видите, мелодия вышла из дома, прогулялась и вернулась в дом – I-ую ступень.
А вот начать мелодию можно с любой ноты и это изменит её характер. И дело здесь в музыкальных интервалах – расстояниях между нотами I-ой ступени и любой другой.
Название интервалов образуется от номера ступени на латинице: 2 – секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 — септима, 8 — октава. У каждого интервала свой окрас звучания и настроение.
Так в ладе до-мажор 3-ья и 6-ая ступени звучат светло, 4-ая — призывно, 7-ая – напряжённо, 8-ая – без настроения. Да и все интервалы в ладу до-мажор в целом звучат светло . И такое движение между 2-мя нотами называется мотивом – с англ. «motive» — движение.
Мотив двигает мелодию в определённую сторону и имеет музыкальный смысл. Его, как и лад, композитор выбирает как основу для будущей мелодии и далее развивает его, добавляет другие мотивы. И каждая известная мелодия опирается на свой главный мотив.
Например, секунда – это Happy Birthday – с днём рождения. Здесь мотив восходящий – шаг от нижней ноты к верхней. Если же наоборот, то нисходящий как в песне The Beatles – Yesterday. И заметьте: эти мотивы обратные – в Happy Birthday до-до-ре, а в Yesterday – ре-до-до.
Важно: в обеих мелодиях интервалы те же – секунды, но восходящая создаёт чувство радости, а нисходящая – лёгкой грусти.
Но это не всё: настроение также подкрепляет ритм мелодии. У Happy Birthday ритм неровный – 16-ая нота будто подбивает 8-ую за ней, а у Yesterday – ровный 8-ыми. Если ритмы у мелодий поменять местами, то они уже не будут такими узнаваемыми.
Ещё пример – песня «В лесу родилась ёлочка». Она построена на восходящем мотиве сексты – от 1-ой ступени к 6-ой. Как видите, ритм здесь очень простой – движение ровными 8-ыми на каждую четверть. Это понятно: раз песня детская, то должна быть лёгкой для пения.
Но такой ритм звучит скучно и обычно у мелодии в песнях он гораздо интересный. Вот мелодия из заставки к мультсериалу «Черепашки ниндзя». Она тоже построена на интонации сексты. Более того, у неё с ёлочкой почти одинаковый порядок нот.
Судите сами: если добавить ноту фа в середину и сыграть ноты в другом ритме с помощью инструмента пошагового прослушивания и с повторением некоторых нот, то получим елочку.
Совет – вписать известную мелодию в нотоносец Sonara и играть таким образом ноты в разном ритме и порядке. Так можно получить новые мелодии.
Вывод: мелодия подобно дереву вырастает из зерна. А композитор как садовник – должен посадить правильное семечко и ухаживать за ростком.
Самый гибкий способ сочинять песни — начать с мелодии, потому что её можно сделать запоминающейся.
У него 2 достоинства: 1-ое – мелодию можно построить ярких интонациях и повторениях, завлекающих слушателя. Это слышно на примере мелодий группы Modern Talking из песен Cheri, Cheri Lady и Brother Louie – повторяется одна и та же фигура из нот с небольшими изменениями Заметьте: повторов фигуры 3, а 4-ый раз – другой ритм. Это золотое правило мелодии – повторяем 3 раза, а в 4-ый меняем. Иначе будет звучат скучно
2-ое достоинство – можно свободно менять гармонию, ритм и текст, которые изначально не ограничивают мелодию. Например, если тональность C у гармонии, то для мелодии нужны ноты белых клавиш фортепиано. А если гармонии нет, то можно взять ту же сексту из песни про ёлочку, обратить её и опустить верхнюю ноту на полутон. Получится начало мелодии Таривердиева из кинофильма «17 мгновений весны». Слушаем её полную .
Заметьте: как бы я не менял тональность, все знаки перед нотами не собираются в начале у ключа. Скорее всего, композитор начинал не с гармонии, а с мелодии и свободно выбрал состав нот для неё без ограничений.
И отдельные мотивы можно заимствовать из чужих мелодий и это не плохо. Главное, чтобы точное повторение нот подряд по ритму и высоте не превышало 5-7. Вот пример мелодии на основе предыдущей: высота нот та же, но ритм другой и темп быстрее – звучит уже не так грустно.
2 недостатка: 1-ый — в ходе сочинения мелодии может изначально не хватать красок гармонии. Послушайте эту мелодию без гармонии и с ней.
Это как при рисовании картины главный предмет без фона и не понятно где – в лесу, на улице, в комнате: не хватает обстановки для целостного восприятия.
Но это зависит от самой мелодии: так у композитора Таривердиева она сама по себе выразительна и самодостаточна – не сильно нуждается в гармонии. А эта мелодия более простая и без гармонии звучит блекло.
2-ой недостаток — чтобы сделать мелодию необычной или в определённом духе, например, восточную, нужно знать разные виды ладов – мажорного и минорного здесь не достаточно. Вот движение по ступеням до-мажора. Звучит светло и ничего не напоминает.
Но стоит опустить ноту ре – 2-ую ступень на полтона и мелодия сразу становится с арабским духом.
Почему так? Всё дело в интервале ре-бемоль-ми. Важное пояснение: расстояние между соседними нотами на нотном стане – секунда. И в этой мелодии одни секунды, но состоят они из разного числа полутонов.
Это видно на фортепиано. Уберём у ноты «ре» бемоль, то есть повысим её на полутон до обычной «ре». Интервал секунды между до и ре равен 2 полутонам или 1 тону. Такая секунда называется большой.
Но если мы понижаем ноту ре, то теперь расстояние между до и ре-бемоль – 1 полутон, а не 2. И такая секунда называет малой.
Но в то же время между ре-бемоль и ми получается секунда размером в 3 полутона или 1,5 тона. И она называется увеличенной.
Формула лада до понижения ре была Т-Т-П, а после стала – П-1,5Т-П. В этом особенность лада – изменение любой ступени или ступеней на полутон меняет его вид и настроение.
Другой пример – китайская музыка. Она узнаваема, так как мелодии строятся на пентатонике – в переводе 5 тонов или 5-и ступенный лад. Для этого достаточно играть на 5 чёрных клавишах фортепиано. Формула лада – Т-Т-1,5Т-Т-Т, в которой нет полутонов. Так что отдельный лад — это признак музыки какого-то народа, если он часто в ней используется.
Теперь о строении мелодии из 3-х составляющих – лада, ритма и формы. Вот пример мелодии.
1 — про лад мы сказали – это состав звуков мелодии по высоте. От него зависит настроение и окраска мелодии. Здесь главная нота фа — 1-ая в 3-х тактах и вокруг неё крутятся остальные ноты.
Чтобы увидеть формулу лада, нужно выписать подряд все ноты мелодии от нижней к верхней. + добавить нот до повторения нижней ноты. В итоге формула такая: Т-П-Т-Т-Т-П-Т.
2 — ритм – состав звуков мелодии по ширине или во времени. Он складывается из сочетания нот и пауз одинаковых и разных длительностей. Он тоже влияет на настроение и характер мелодии – вялый, медленный или живой, напряжённый.
Здесь ноты 4-ные и 8-ые, а паузы — 8-ые. Если ноты в середине таков сдвинуть на 8-ую вперёд, то получится ровный ритм как у мелодии «Ёлочки». Сейчас ноты играются в долях такта. Это подчёркивает метроном – прибор, отсчитывающий доли такта звуком щелчка.
А так при смещении нот, что называется синкопированием, ритм более цепляющий. Syncope – с англ. «обморок». Не знаю, почему так назвали этот ритмический приём – возможно, это связано с ритмом дыхания. Без синкопы он ровный и спокойный, а с ней – будто сердце прихватило или человек испугался чего-то .
3 – форма – это строение мелодии из отдельных мелких единиц. Наименьшая из них – мотив из 2-3х нот, например, фа-соль в 1-ом такте. Мотив как слово в языке. 2 и более мотивов образуют фразу – построение со смыслом, но не законченным.
Фраза обычно длится 1 или 2 такта, как здесь. Фразы отделяются друг от друга остановками – паузами или длинными нотами как здесь. Хоть остановка есть в 1-м такте, но 3 отделённые ноты в его 1-ой половине слишком мало для фразы. А вот на стыке 2 и 3 тактов нот уже больше 5 и длиной в 1 такт, поэтому это фраза.
Итак, в этой мелодии 3 фразы. И они вместе образуют одно предложение – в 4-ом такте есть точка: половинная нота. Если это предложение повторить ещё раз, то будет 8 тактов в сумме – столько может длиться припев песни.
Заключение. В этом уроке Вы с важной теорией для создания мелодии – понятием лада и музыкальных интервалов и как они влияют на её звучание. Поняли, что мелодия состоит из лада, ритма и формы. В следующем уроке мы на практике посочиняем цепляющие мелодии и поговорим об их видах.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.