Урок 1 — Припев. Гармония

Как написать песню. Припев, гармония Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 1-ый урок из пошагового видеоруководства «Как Написать Песню с Нуля».

В нём легко и понятно объяснены 2 подхода к созданию песни — вертикальный и горизонтальный и какой из них лучше. Показано, как подобрать аккорды для припева песни, разнообразить гармонию, выбрать и сменить тональность, инструмент для игры на фоне песни. Начинаем создание песни по схеме: гармония — мелодия — текст — ритм — аранжировка. К концу урока будет готовая гармония припева на струнных.

Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно.

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 1 - Припев. Гармония: сочинение | Как написать песню | Пошаговое руководство

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть и содержание курса
01:23 – 2 пути создания песни — поиск идеи и создание ограничений
02:13 – план работы над песней: подход №1 — горизонтальный: всё сразу
04:08 – план работы над песней: подход №2 — вертикальный: часть за частью
05:38 – подготовка к работе: создание проекта, добавление инструмента и т.д.
06:39 – сочинение гармонии для припева — выбор минорных аккордов
08:10 – разноображивание гармонии — замена аккордов на мажорные
09:11 – определение тональности песни, схема аккордов I-IV-V-I для припева
10:24 – смешение 2-х тональностей, параллельные тональности
11:32 – тональность как 1-ая характеристика песни + смена тональности
13:17 – плавное соединение аккордов через обращения
14:26 – удвоение гармонии и правка перехода: поиск вспомогательного аккорда
16:04 – добавление инструмента sfz для инструмента гармонии
17:15 – выбор библиотек смычковых струнных для звучания фона
19:05 – заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning!

С этого урока мы начинаем разговор о пошаговом создании песни с нуля. Пример для этого мы возьмём из курса «Из чего состоит песня на примере». Почему снова она? 3 причины:

  • 1 – она уже подробно рассмотрена и знакома всем, кто смотрел курс;
  • 2 – в ней очень простые нотные партии;
  • 3 – всё кроме голоса записано программным образом: без игры на живых инструментах в студии.

Но главное: в том курсе она изначально была готовая и мы просто её разобрали – от целого до частей. Сейчас же мы сделаем наоборот: будем собирать её из частей до целого и увидим последовательность действий.

Одно дело изучать уже готовое и другое следить за созданием его по частям от мелких к крупным и от замысла до готовности.

Ещё мы пропустим запись голоса и обработку звука, а сосредоточимся чисто на сочинении и аранжировке песни и общей картине того, что, как и в каком порядке нужно делать. Приступим.

О создании песни вкратце

Создание песни можно начать 2-мя путями:

1-ый путьсразу найти идею: ею может быть что угодно — мелодия, гармония, ритм или текст.

Как с нуля получить каждое из этих 4-х звеньев, мы подробно и пошагово изучили в курсе «Сочинение музыки и работа композитора».

2-ой путьзадать начальные ограничения, что были применены здесь.

Песню я сочинял для друга, поэтому спросил у него 4 вещи: какую тему, настроение, стиль и, возможно, музыкальный инструмент он бы хотел выбрать для песни.

Он сказал: про любовь, грустную, рок и с арпеджио на фортепиано. Эти условия облегчат и ускорят нашу работу в сравнении с тем, если бы мы сразу сочиняли музыку или слова без опоры на них.

Теперь о плане работы. Помним, что песня состоит из 2-х плоскостей:

  • вертикали – это всё, что звучит одновременно или 4 звена – мелодия, гармония, ритм и текст;
  • горизонтали – это всё, что звучит последовательно или 5 частей формы песни – вступление, куплет, припев, проигрыш, окончание.

Отсюда есть 2 разных подхода к работе.

Горизонатальный подход к сочинению

1-ый подходгоризонтальный или все части сразу и до конца.

Суть такая: мы выбираем любое из звеньев, например, гармонию и создаём её для всех частей песни последовательно. И пока она во всех них не будет готова, мы не переходим к другим звеньям.

Сначала подбираем аккорды для припева, потом для куплета, потом для остальных частей до полной готовности. Потом для каждой части последовательно пишем мелодии. Когда везде мелодии готовы, пишем на них текст.

Или наоборот, пишем с нуля готовый текст для всей песни – припев, куплет 1, куплет 2, возможно проигрыш и потом переходим к музыке: также полностью сочиняем гармонию для всех частей, потом мелодию и определяемся в конце с ритмом.

И только после этого переходим к аранжировке – добавлению всех инструментов и прописыванию их нотных партий.

То есть мы разделяем друг от друга не только 2 этапа создания песни — сочинение и аранжировку, но и 4 звена сочинения, порядок создания которых здесь не важен.

Такой подход сосредоточен на создании или очерчивании формы песни.

Для него достаточно одного инструмента – фортепиано или гитары.

Если его сравнить со строительством дома, то он логичен: мы создаём чертёж дома и помещений в общем.

Но по мне он скучный, так как долго работаешь над одним и тем же звеном, без разнообразия. Но вы можете его попробовать.        

Вертикальный подход к сочинению

Я использую 2-ой и более интересный подходвертикальный или часть за частью. Его мы и рассмотрим в этих уроках.

Суть такая: мы создаём друг за другом все звенья одной части песни – припева до его полной готовности и только после этого переходим к другой части — куплету.

То есть сначала придумываем гармонию припева, потом как она готова, добавляем инструменты и пишем для них нотные партии сопровождения – арпеджио, рифф на гитаре и т.д.

Когда с изложением гармонии будет всё ясно, переходим к ритму припева и добавляем ударные инструменты и бас и пишем для них ноты.

Когда музыка готова, на неё придумываем мелодию и уже потом к ней текст.

Когда припев полностью готов, мы на его основе и по той же схеме создаём куплет до полной готовности. Потом остальные части.

И только в конце работы становится понятна форма и длительность песни.

То есть в этом случае мы наоборот, смешиваем сочинение с аранжировкой и чередуем работу над звеньями песни.

Такой подход сосредоточен на создании содержания песни и выбора окончательного состава инструментов.

В сравнении с домом он нелогичен: мы будто очень подробно рисуем одно помещение, например, кухню и потом к ней и на её основе дорисовываем другие помещения.

Но при этом он интереснее – переключаешься между звеньями и не зависаешь долго на каждом.        

Создание гармонии припева

Итак, начинаем работу: запускаем Сонар и создаём новый проект через меню File -> New.

Назовём его New Song – новая песня и в поле Template – шаблон выберем Blank – чистый, без дорожек.

Мы начнём с гармонии, поэтому добавим в проект фортепиано через меню Insert – вставка -> Soft Synth – программные инструменты –> True Pianos – настоящее фортепиано.  Оно устанавливается вместе с Сонаром.

Двойной щелчок по дорожке слева от её названия отобразит подключенный к ней инструмент. Закроем его и откроем вид нотоносца кнопкой Staff View.

Примечание: я не буду тратить время на пояснение нотной грамоты, чтобы не затягивать уроки. Тем более, что она подробно и понятно объяснена в курсе «О нотной грамоте проще некуда».  

Но я всё равно постараюсь говорить как можно проще и обращаться к теории и терминам только, если они нужны для объяснения действий на практике.

Шаг 1 — создание последовательности аккордов

Выбираем инструмент карандаш и целые ноты и думаем над гармонией. Помним, что настроение у песни должно быть грустное, поэтому начнём гармонию с минорного аккорда, например, с Am.

Пишем 3 ноты в столбик от ноты ля.  Звучит высоко и ярко, и грусть от этого не явно выражена, поэтому опустим аккорд на октаву: выделяем его и тащим вниз.

Для наглядности отображения подпишем аккорд буквами сверху. Для этого нажмём кнопку C – chords – аккорды и щёлкнем в пустоте над аккордом. По умолчанию записывается буква C – обозначение до-мажора. Щёлкнем по ней ПКМ и в поле name – имя пишем Am – ля-минор.

2-ой аккорд тоже можно взять минорный, например, Dm. Выделяем Am, нажимаем клавишу Ctrl и копируем его во 2-ой такт на высоту ноты ре. Слушаем.

Звучит неплохо, поэтому продолжим. Попробуем Em и вернёмся снова в Am.

Чтобы долго не ждать смены аккордов, нажмём кнопку Scrub Tool – поскребок и будем проводить по нотоносцу указателем мыши. Да, звучит грустно, но не выразительно, потому что нет разнообразия: все аккорды минорные.

Пробуем заменить Em на его мажорного брата – G. Они братья, потому что у них 2 общие ноты – соль и си и нужно лишь ноту ми, нижнюю в Em, перенести вверх и сделать её нотой ре. Звучит лучше, но высоко. Опустим G на октаву.

Но теперь переход G -> Am звучит не выразительно. Сменим Am на его брата – C: также нижнюю ноту ля сделаем верхней соль. Теперь звучит выразительно: и аккорды обоих видов – 2 минорных и 2 мажорных, и движутся аккорды по ломаной линии – вверх-вниз-вверх.

Шаг 2 — уточнение тональности и схемы аккордов

Теперь, когда гармония готова на практике, её можно оценить с точки зрения теории.

И для песни здесь важно понятие тональности или к какому семейству принадлежат аккорды.

Так как у скрипичного ключа нет знаков диезов или бемолей, то все ноты в аккордах – основные или белые клавиши фортепиано. Это признак тональности C – самой простой и распространённой. Вот её аккорды от каждой ступени, обозначенные римскими цифрами.

Тональность явно выражена и слышна, если аккорды следуют по схеме: I-IV-V-I или по-научному в виде названий ступеней «тоника-субдоминанта-доминанта-тоника».

В тональности до-мажор она в виде аккордов C-F-G-C и звучит радостно.

А в тональности ля-минор она была у нас изначально в виде аккордов Am-Dm-Em-Am и звучит грустно.

И такая схема звучит выразительно с переменным напряжением, поэтому её используют в припеве песни.

А теперь заметьте, что со схемой в нашей гармонии:

  • 1-ая половина – аккорды Am-Dm – это движение ступеней I-IV в ля-миноре,
  • 2-ая половина – аккорды G-C – движение ступеней V-I в до-мажоре.

То есть обе тональности смешались друг с другом: начало гармонии в Am, а окончание в C. Дело в том, что они параллельные тональности или как сёстры-близнецы: состав нот и аккорды у них одинаковые, только на 1-ой ступени разные аккорды — C и Am.

И настроение зависит от того, что звучит первым.

Если проиграть последовательность задом наперёд, начиная с C, то она звучит радостно.  А если с Am, как в нашем случае, то грустно.

И тональность – это одна из главных характеристик песни. Она задаётся изначально или определяется после создания гармонии припева. Как правило, она одинакова во всех частях песни – куплет, проигрыш.

И мы можем остаться в этой тональности и продолжить создание песни в ней, а можем поменять для разнообразия. Для этого выделим аккорды и перенесём их выше, к примеру, на 3 ступени.

Теперь гармония начинается с Dm, а заканчивается в F. Они тоже параллельные тональности.

Единственно, в них вместо аккорда G – Gm. Чтобы сделать мажорный аккорд минорным, нужно опустить его среднюю ноту на полутон. Для это щелкнем по ней ПКМ для вызова меню и в поле Pitch – высота перед буквой ноты, в нашем случае си, поставим маленькую букву b – бемоль.  В итоге настроение и звучание аккордов, переходы между ними не изменилось.

Раз тональность мы поменяли с Am на Dm, это нужно указать на нотоносце. Выбираем меню Insert – вставка – Meter/Key Change – смена размера/ключа и в списке Key Signatures – знаки при ключе выбираем 1 Flat , то есть тональность F, она же Dm с 1 бемолем при ключе на ноте си.   

Шаг 3 — плавное соединение аккордов

Итак, когда тональность и аккорды гармонии выбраны, нужно на нотоносце соединить аккорды более плавно, чтобы сгладить переходы между ними в звучании.

Для этого применяются обращения – переносы звуков аккордов на октаву вверх или вниз, чтобы их ноты были примерно на одном уровне по высоте.

Обращение похоже на то, как мы делали из одного аккорда его брата , только нужно отступить ещё на 1 шаг. Так мы опустили ноту ля — квинту Dm.

У G квинту опустим переносом, а терцию, чтобы сохранить бемоль, через меню ноты и понижением на единичку номера октавы — цифры рядом с буквой ноты. C уже на нужной высоте, а у F опустим 2 ноты.

Совет – создавайте гармонию из трезвучий – самых простых видов аккордов. Септаккорды и другие сложные аккорды можете не использовать в начале сочинения или вообще. Лично я ими не пользуюсь.    

Шаг 4 — удлинение и правка гармонии

У нас готовы 4 такта гармонии припева. Если поместить указатель воспроизведения в начало 5-ого такта, то в поле выше видно его положение – 9 секунд. Это слишком мало для звучания припева. Нужно как минимум 8 тактов.

И здесь 2 пути: 1 — добавить другие аккорды или 2 — скопировать уже имеющиеся, что мы и сделаем.  Послушаем переход от F к Dm.

Мне хочется добавить в 4-ый такт движения, поэтому сделаем смену аккорда внутри него.

Для этого выберем половинные ноты и заменим на них целые в F: жмём клавишу E – Erase Tool – ластик и убираем ноту, жмём клавишу D – Draw Tool – карандаш и добавляем ноту.

Теперь выберем аккорд после F. Пробуем аккорды, которых ещё не было: Am, Em. Оба они звучат блекло. Пробуем повторить C, но не в основном виде, а в 1-ом обращении с другим оттенком звучания.  Отлично и C здесь называется вспомогательным к F. 

Шаг 5 — выбор тембра для фона

Итак, гармония припева готова и осталось выбрать для неё инструмент. Фортепиано здесь не подходит, потому что аккорды на нём звучат в начале резко и к концу такта затухают.  

А они должны играть на фоне не выделяясь и ровно в течение такта.

И здесь отлично подойдут смычковые струнные – виолончели и скрипки.

Тем более жанр нашей песни рок, и состав инструментов в нём – живой: акустические барабаны, бас-гитара, гитары, то же фортепиано и фон из струнных или органа.

Знакомым способом добавим в проект расширение sfz: оно как и True Pianos устанавливается вместе с Сонаром и откроем его.

Это простой проигрыватель звуковых библиотек формата sf2 – сокращение от sound font 2 – звуковые шрифты. Это готовые записанные звуки разных музыкальных инструментов. Их нужно заранее скачать на компьютер, так как их встроенных в sfz нет.

Чтобы их загрузить, щелкнем по полю File и укажем путь до них. Нам нужны струнные, поэтому идём в папку Strings, далее Section — группы и выбираем для начала Big & Slow Strings – большие и медленные.

Теперь перенесём аккорды с фортепиано на струнные перетаскиваем прямоугольного участка с нотами и послушаем.  Звучание слишком массивное и гнетущее. Всё-таки песня грустная и про любовь, а не трагичная и про похороны.

Пробуем другую библиотеку – Eletigna Cuerdas Final.  Звучание, наоборот, более тонкое и мягкое.

Нужна золотая середина. Её я нашёл в звучании из папки Collections – наборы разных инструментов, папка Acoustic – живые инструменты, Rob и Full Strings 88.

Звучание одновременно и плотное, и резкое, только громкое – сделаем его тише ползунком громкости.

Раз на дорожке струнные, то переименуем её для удобства в Strings и переместим её вверх.     

Заключение. В этом уроке вы познакомились с 2-мя подходами к созданию песни – горизонтальным и вертикальным и сочинением последовательности аккордов. Поняли, как выбрать тональность, схему движения аккордов и тембр гармонии исходя из требований к песне. В следующем уроке мы поговорим про сочинение мелодии и текста припева.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого, увидимся в других уроках и курсах!

И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв!
6
Оставить отзыв:
avatar
2500
1 Число веток с отзывами
5 Число ответов по цепочке
2 Подписчиков на отзывы
 
Самый одобряемый отзыв
Ветка злободневного отзыва
2 Составители отзывов
СергейЭдвард Бедарев Составители новых отзывов
  Подписаться  
Сначала новые Сначала старые Самые голосуемые
Уведомление о
Сергей
Посетитель
Сергей

Здравствуйте Эдвард! Повторил урок один в один до места, где добавляются библиотеки. Скачал и распаковал архив (спасибочки:), но sf2 файлы не воспроизводятся на моём Сонаре 8. Подозреваю, что надо что-то где-то разрешить (может даже в реестре Винды)? В целом всё изложено очень даже доступно. но на мой взгляд, для новичка проще изначально писать в чистой Am, С, а потом готовую партию транспонировть в любую подходящую для голоса. Кстати цифровые обозначения аккордов при копировании нот одного аккорда в другой, мне приходилось вручную править, хотя на видео они вроде как автоматически меняются:)) С уважением!

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения