Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко». Продолжаем изучение музыкальной среды Sonar 8.
В прошлом уроке мы выполнили её внутреннюю настройку или того, что скрыто от глаз пользователя. Это было нужно для исправной и быстрой работы среды.
В этом уроке мы подробно рассмотрим её внешнюю настройку или всего, что видит пользователь: окна, цвета, кнопки и прочее в этом духе. После урока вы сможете настроить Сонар под себя на своё усмотрение, чтобы пользование им было более приятным, удобным и плодотворным. Приступим.
Основная часть. Сонар – одна из самых гибко настраиваемых сред по внешнему виду. В нём есть 6 основных вещей к настройке: 1. перечни, 2. кнопки, 3. цвета, 4. клавиши, 5. дорожки и 6. окна.
В этом порядке мы их и рассмотрим и пройдём 6 шагов. Примечание: я не буду показывать настройку вообще всего: цвета у каждого участка вида или всех до единой горячей клавиши для каждого действия. На это уйдёт куча времени и никому не нужно.
Я лишь покажу, что, где и как настраивается, каким образом найти нужное для настройки и что и в какой мере настраивал лично я для своей работы. А вы на основе этого выбираете и точечно настраиваете то и так, что и как вам нужно.
Для настройки полезно открыть новую заготовку и добавить хотя бы 2 дорожки с данными – MIDI и Audio.
Содержание страницы
Шаг 1 – настройка перечней действий
Это все до единого списки надписей с выполняемыми при их выборе действиями. Они есть 2-х видов:
1. главные – открываются при нажатии ЛКМ на названиях разделов перечня в самом верху.
2. вспомогательные – открываются при нажатии ПКМ почти на любом участке в главном окне заготовки: на дорожке, на её содержимом, в пустом месте под дорожками, на поле с обработками и в прочих видах: нотоносец, раскладка.
Их содержимое можно поправить вручную и выборочно через средство в списке Options – настройки -> Menu Editor: правщик перечня.
Суть проста: 1-ый шаг – найти желаемый к правке перечень в ниспадающем списке Menu.
Как искать? 2 способа: 1-ый – по названию: читаем, переводим и понимаем. Обычно название рабочего вида стоит в начале надписи. Например, Staff View Context – это список в виде нотоносца при нажатии ПКМ. Console – это списки в окне смешивателя, Track View – это списки основного окна с дорожками.
2-ой способ – по внешнему виду: если по названию не ясно или не хотим читать, то смотрим на состав списка и ищем похожее. Например, щёлкнем по полосе сведений о дорожке на ползунке и ищем список среди других нажатием на клавишу вниз. Он самый последний: Widget Context Menu.
2-ой шаг – поправить перечень как надо. Из всех списков вероятнее правок потребует главный перечень – Application Main Menu, как самый большой и чаще используемый.
Что и зачем можно сделать? 1-ое – поменять название действия, например, на русское слово, чтобы было понятнее. Таким образом, можно сделать Сонар частично русскоязычным. Щёлкаем по слову Process и пишем «Обработка».
Для применения изменений нужно сохранить список под новым именем в поле Menu Layout – разметка перечня, например, User – пользователь. Default – разметка по умолчанию: её заменить и удалить нельзя. А для отмены всех изменений служит кнопка Default Current Menu.
2-ое – спрятать редко используемое действие. В списке справа бледные надписи у тех действий, что открываются в конце перечня при щелчке на 3 треугольника. Так в списке File – данные – это возможность распечатать ноты на бумаге.
В списке «обработка» выделим действие Deglitch и в поле Visibility – видимость нажмём кнопку Hide – спрятать. Наоборот, для показа нужно выбрать бледное действие и нажать кнопку Show.
3-ье – перемещать и отделять действия по видам. Например, в списке «обработка» пусть все действия с Audio будут выше, а с MIDI ниже – Audio Snap перетащим в середину. Теперь добавим разделитель – видимую линию через выбор действия на границе, щелчок ПКМ и выбор Insert Separator. Его также можно перемещать. Теперь список более упорядоченный и чёткий.
4-ое – помещать действия во вложенные списки. Здесь они в виде плюсика, а в перечнях отмечены черной меткой справа от надписи. Выделим 3 строчки с Audio для объединения и в поле Submenu – подперечень нажмём кнопку Create New – создать новый и назовём Audio Extra. То же сделаем и с MIDI действиями – MIDI Extra. Таким образом, можно сделать перечни ещё удобнее и короче.
И можно сохранить разные предустановки и быстро переключаться между ними их через Options – Menu Layouts – раскладки перечней.
Щелчок ПКМ в правщике вызов списка всех действий: спрятать, показать, переименовать, создать/удалить подперечень и разделитель.
И так можно править перечни как угодно: частые действия придвинуть, редкие – отодвинуть и спрятать, схожие – объединить и разграничить, чтобы было удобнее. Я лично ничего в списках не правил: и так в целом всё удобно. Хотя пример выше с Audio и MIDI уместен и можно применить.
Шаг 2 – настройка полос с кнопками
Это наборы кнопок разного назначения для быстрого вызова действий без нужды идти в перечень. Они есть 2-х видов: частные – разные вверху разных рабочих окон: дорожек, нотоносца, раскладки и общие – одинаковые вверху окна Сонара независимо от вида.
Последние изначально скрыты и показать их можно через список Views – виды -> Show Toolbars. Для их выборочного показа и сокрытия есть настройка Views – Toolbars.
Я их добавил и упорядочил на свой взгляд, хотя изначально они расположены как попало и в случайном составе. Это можно воссоздать галочкой Allow Wrap – разрешить свёртывание: при сужении окна Сонара все полосы будут вписываться в вид. Но при развёртывании они назад не становятся и придётся вручную их возвращать на места. Так что эту галочку лучше не ставить.
Полосы можно добавлять постановкой галочек и скрывать их убиранием: пока уберём их все. В целом по переводу названия и по составу кнопок понято, зачем нужна каждая полоса. Сейчас я вкратце поясню, что и где размещено у меня, а то, что отключено – редко или вообще мной не применяется.
Вам полезно пока воссоздать мой набор, а позже по ходу работы вы для себя определите, какие именно полосы и в каком порядке расположить, а какие скрыть.
Итак: 1. Standard – обычные действия: есть, 2. Loop/AutoShuttle – игра по кругу: есть, 3. Markers – отметки: есть, 4. Metronome – счётомер: есть, 5. Position – местоположение указателя: есть, 6. Record – запись: нет. 7. Playback State – состояние воспроизведения: есть, 8. Controllers Surfaces – устройства управления: нет, 9. Select – выбор участка: нет, A. Sync – согласование: нет. B. Tempo – скорость: есть. C. Transport – перемещение: есть. D. Transport Large – то же, но в виде плавающей полосы: нет – вызывается клавишей F4, E. View – вид: есть, F. Automation – самодействие: нет, G. Audio Snap – нарезка звука: нет, H. Event Inspector – осмотр событий: нет.
Итого текущий порядок полос слева направо ровно занимает всю ширину поля и он такой: Standard, Tempo, Markers, Metronome, Loop /Autoshuttle, Transport, Playback State, View, Position.
Ухватом за левую часть с точками, полосы можно: 1. Отделить в плавающий вид, 2. Поменять местами, 3. Прикрепить к любой части окна: слева, снизу, справа. У плавающих полос можно менять размеры.
Ещё состав кнопок каждой полосы можно править вручную через щелчок ПКМ и возможность Customize – подстроить. Слева – список всех существующих кнопок, а справа – кнопок на данной полосе.
Добавить кнопку на неё можно выбрав желаемую из левого списка и нажав Add, а можно удалить с неё нажав Remove. Кнопками Move Up/Down можно менять очерёдность кнопок в полосе. Кнопкой Reset в этом окне или из списка при щелчке ПКМ по нужной полосе можно сбросить все изменения.
Такую же настройку кнопок можно выполнить в любом из видов: нотоносце, раскладке и прочих. Хотя в них и так кнопки собраны удобно и нет лишних или недостающих.
Ещё в Сонаре можно создать и сохранить 3 разных пользовательских сочетаний кнопок и переключаться между ними. Для этого идём в Views – виды – Toolbars – полосы кнопок и отмечаем галочками User 1, 2 и 3. И можно с нуля собрать любые наборы кнопок в дополнении к обычным для отдельных узких нужд, например, чисто для записи и действий со звуковыми данными.
Ещё одна вещь: если вам не нравится название полосы в перечне, то его можно изменить, щелкнув ПКМ по ней и выбрав Rename – переименовать. Так в поле New Name – новое имя уберём Autoshuttle и оставим просто Loop: короче и понятнее Но лично я ничего не переименовывал и своих отдельных наборов кнопок не делал: наборы по умолчанию удобны.
Шаг 3 – настройка внешнего вида и цветов
Это общая цветовая оболочка Сонара и оттенки её отдельных участков, которые можно настроить через список Options -> Colors – цвета. Здесь 3 основные возможности:
1-ая – выбрать готовую предустановку цветов в списке Preset. Основные из них: Dark – тёмная, Default – по умолчанию, gBlue – синяя, Low Contrast – малая разница, Sonar 2-5 – цвета из прошлых выпусков Сонара, Nuendo – как у звукового правщика Nuendo. По мне оболочка по умолчанию смотрится лучше всего.
Оболочку также можно загрузить извне через кнопку Import Colors. В папке с установщиком Сонара есть папка Sonar Colour Themes с 2-мя оболочками из Сонара 8.5: Light – светлая и Dark – тёмная. Впишем название Sonar 8.5 Dark и нажмём сохранить. Если оболочка не нужна, её можно удалить через красный крест и выбрать другую.
Если вы создали свой набор цветов и хотите сохранить его в виде отдельной записи, то нажмите кнопку Export Colours – вывести цвета, задайте имя и выберите место.
2-ая возможность – поменять общее соотношение цветов в предустановке. Для этого в списке Color Category – группа цветов выбираем All Colors – все цвета и нажимаем кнопку Select All – выбрать все. Теперь 3-мя ползунками справа можно править цвета: Brightness – яркость, Hue – оттенок, Saturation – насыщенность.
Если в итоге стало хуже, жмём кнопку Reset Spectrum – для сброса ползунков к исходным положениям. Если стало лучше, сохраняем набор под понятным именем.
3-ья возможность – ручная и точечная правка цветов в отдельных видах и местах. Можно настроить цвет выборочно у всего чего угодно, выбрав нужное из списка. При выборе надписи All Colors в списке ниже отобразятся все возможные к правке составляющие и их цвета.
Но можно выбрать и отдельное окно или рабочий вид, например, Staff View – нотоносец и список покажет только то, что можно поменять именно в нём. Например, Values – цвета выделенных нот: голубой, Note that is on – текущая звучащая нота: красная. Можно сменить эти цвета и проверить.
Чтобы сбросить все цвета по умолчанию после закрытия окна с цветами, нужно выделить соответствующие строчки и нажать в нём кнопку Defaults in category.
В списке Toolbars – полосы кнопок рядом с надписями есть звездочки: это значит, что нужно перезапустить Сонар, чтобы смена их цветов вступила в силу.
В целом все области правки цветов понятны и можно перевести. Чтобы найти искомую вещь для перекрашивания, достаточно верно выбрать место её размещения и сличить по цвету.
Так, чтобы сменить цвет отметок, идём в соответствующий список Markers и видим, что 1-ая строчка того же цвета, что и отметки: оранжевый. Жмём кнопку Choose Color – выбрать цвет и берём его из набора. В некоторых видах, например, в виде дорожек – Track View вещей много и они похожи по цвету: тёмно и светло серые.
Если непонятно, что это за вещь, например, Control Background – выберите её, смените цвет и отметьте себе что это. Здесь это цвет полей в полосе сведений о дорожке. Дополнительные описания вещей читайте в справке по кнопке Help – помощь: находим нужное и переводим через переводчик в сети. Text – надписи, Background – задник, например, рабочего поля с кусочками данных – Clips Pane.
Если ничего не меняется, значит, это не на виду или выбирается в другой группе цветов.
У номеров дорожек Header Track Number выбран цвет из отсека Follow System Colour – следовать цветам исполнительной среды, а именно: окон – поля и надписей и кнопок – лицевой части, надписи, подсветки и тени. Такой точной подстройкой можно сделать отдельные надписи более чёткими.
Галочка Save Changes For next Session – сохранить изменения при следующем открытии Сонара. Если она не стоит, то загрузится цветовой набор по умолчанию.
И последняя вещь: Wallpaper – обои или что отображать в пустом окне Сонара. Сейчас выбраны обои по умолчанию Default – со значком и надписью с выпуском Сонара. None – ничего или пустой задник, а Custom – загрузка своего изображения вида bmp: bitmap. Я выбрал цветовой набор по умолчанию и ничего не менял.
Шаг 4 – настройка горячих клавиш
Это быстрый вызов нужного вида или действия без нужды выбирать его из списка или нажимать на кнопку указателем мыши, а лишь нажатием на заданные клавиши или их сочетания. Большинство из них в Сонаре уже назначено по умолчанию и довольно удобно.
Узнать их можно 3-мя способами: 1-ый – случайный или способом тыка: нажимаем отдельную клавишу или вместе с Ctrl, Shift, Alt в окне дорожек и в прочих видах и наблюдаем, что происходит.
Например, жмём I – скрывается и появляется полоса сведений о дорожке, а перенос участка данных с зажатой Ctrl – быстрое копирование. Здесь также работают общепринятые сочетания: Ctrl+X,C,V, Z – соответственно вырезать, копировать, вставить, отменить.
2-ой способ – частный: узнаём о горячих клавишах в списках действий справа от их названий в главном и вспомогательных перечнях. Так в списке ПКМ при щелчке по участку данных видно, что клавиша Q – заглушает его, а сочетание Alt+Enter – открывает окно его свойств.
В списке Transport – перемещение: клавиша Space – пробел – запускает и останавливает воспроизведение, а W – возвращает указатель в начало.
В списке Views – виды видно, что Alt и цифра открывает отдельный рабочий вид. Например, Alt+5 – вид раскладки, а Alt+7 – нотоносца.
Ещё горячие клавиши показываются во всплывающих подсказках при наведении на кнопки. Например, буквами переключаются орудия правки: T – стрелка, D – карандаш, E – стиралка, а цифрами – длительность нот. Это очень удобно при сочинении музыки.
Если вдруг всплывающих подсказок нет, то они отключены. Включить их можно во всеобщих настройках: Options -> Global -> вкладка General – общие галочкой Tool Tips.
3-ий способ – общий: прочесть сведения обо всех сочетаниях клавиш. Их можно быстро узнать через справку: жмём Help – помощь -> Keyboard Shortcuts. Здесь есть удобное деление по рабочим видам и их клавишам. Можно выделять надписи и переводить их.
Но в Сонаре есть много действий без вызова горячими клавишами, но которые можно привязать к ним через возможность в списке Options -> Key Bindings – привязка клавиш.
В этом окне 2 списка: слева список Key – все клавиши, а справа список Bind Context – все действия для их назначения. Кнопкой Locate Key можно нажать клавишу или сочетание для быстрого перехода к ним.
Всё, что выделено жирным уже занято и вызывает своё действие. Какое именно, можно прочесть справа от надписи Global Key Assignment – всеобщая привязка клавиш. По сути это 4-ый способ узнать назначение клавиш. Если же очертание простое, не жирное, то это ни к чему не привязано – Unassigned и его можно использовать.
В ниспадающем списке для привязки есть 2 возможности выбора: Global Bindings – это действия из главного перечня и дополнительные, а всё остальное с надписью View – это действия отдельных рабочих видов: нотоносца, раскладки и т.д.
1-ое – находим частое действие, но без горячей клавиши, например, заглушить звучание дорожки в перечне Tracks – Mute.
2-ое – ищем свободную клавишу. К сожалению, здесь не показаны привязки по умолчанию: только назначаемые вручную. Клавиша M уже занята: открывает окно сокрытия и показа дорожек. И если назначить на неё новое действие, то оно заместит старое.
3-ье – связываем действие и клавишу их поочерёдным выделением и нажатием на кнопку Bind. При этом у названия клавиши слева появляется звездочка, а справа – линия привязки. Теперь M заглушает дорожку. Но лучше выбрать не занятую клавишу.
Есть 3 вида отвязки: текущей клавиши – кнопка Unbind, всех клавиш в текущем виде – Zap View и всех клавиш вообще – Zap All. В целом все привязки по умолчанию удобны и я ничего не менял.
Единственно, для некоторых действий полезно их добавить для скорости работы, например, для 2-х действий с нотами в списке Process – обработка.
1-ое действие – Transpose – перенос нот по высоте. Жмём кнопку Locate Key и проверяем клавишу T: занята. Пробуем сочетание Shift+T: свободно – жмём кнопку Bind – связать. Теперь можно выделить ноты и нажать Shift+T.
2-ое действие – Length – смена положений и длины нот в %. Делаем также: L – занята, а Shift+L – свободно.
Кнопкой Import – ввод можно загрузить готовые сочетания клавиш из других приложений, например, Cubase. А кнопкой Export – вывод можно сохранить текущий набор привязок и загрузить его, например, в новом выпуске Сонара – Platinum.
Также привязывать к действиям можно не только обычные клавиш, но MIDI: появятся в списке, если в поле Types of keys переключить на MIDI и поставить галочку Enabled – включено.
Шаг 5 – настройка отображения дорожек
Это полосы со звуковыми и MIDI данными в рабочем поле. У них можно менять 3 вещи: размер, значки и цвета.
Настройка размера дорожек
Вещь 1-ая – размер. Изначально дорожки в узком и сжатом виде, так что видны лишь их номера, имена и кнопки вида.
Но их можно увеличить по 2-м осями: ось 1 – по ширине, если навести указатель на разделитель поля дорожек и их данных, зажать ЛКМ и потянуть вправо. При этом расширяются все дорожки и на них появляются кнопки управления.
Ось 2 – по высоте, если навести указатель на нижнюю границу дорожки, зажать ЛКМ и потянуть вниз. При этом расширяется только одна дорожка и на ней появляются все её кнопки и поля настройки.
Кроме того, что именно из них должно отображаться на всех дорожках можно выбрать вкладками ниже: All – всё, Custom – на выбор, Mix – для сведения, FX – корзина обработок, I/O – Input/Output – входы/выходы.
Щелчком ПКМ по полосе вкладок можно вызвать управляющий вкладками – Widget Tab manager. Здесь можно с помощью галочек выбрать отображение любых составляющих – столбец слева на любом виде дорожек – строка вверху. Недоступные к добавлению поля окрашены серым цветом.
Узнать о полях можно переводом их названий на русский или отключением по одному на дорожке. Отключать полезно редко или вообще неиспользуемые поля, чтобы они не засоряли вид.
Допустим, мы будет всегда писать ноты вручную и не записывать игру на внешних MIDI-орудиях. Поэтому переключимся на вкладку Custom и у MIDI дорожки уберём галочку со строки Input – вход. Кнопкой New – можно создать новую вкладку и дать ей название, а кнопкой – Delete – удалить.
Кнопка Select All Widget – выбрать все поля, а Restore Tab Defaults – сбросить по умолчанию состав и набор вкладок.
Кнопкой с чёрточкой можно свернуть содержимое дорожки и развернуть до исходного вида. А кнопкой с прямоугольником развернуть на всю высоту и свернуть до исходного вида.
Для управления видом всех дорожек служат кнопки в конце окна дорожек.
1-ая пара кнопок – Fit to Window – подстроить вид под размер окна: Tracks – подстраивает все дорожки по высоте, а Project – всю заготовку по обеим осям: и дорожки, и их содержимое.
2-ая пара кнопок Hide Tracks – скрывают дорожки после их выделения щелчком по порядковым цифрам: 1-ая кнопка – not in selection – все кроме выделенных, а 2-ая – только выделенные. При этом оставшиеся дорожки расширяются по высоте.
Кнопка Track Manager – управляющий дорожек. С помощью галочек можно показывать и скрывать любые дорожки в заготовке на выбор.
3-ья пара кнопок – с угловыми стрелочками. Они работают соответственно как кнопки отменить и повторить действия, но применительно к виду: вернуть предыдущие или следующие настройки вида по шагам.
Настройка значков дорожек
Вещь 2 – значки. Это разные цветные изображения на дорожках. По умолчанию они скрыты, но их показ можно гибко настроить через список Options – возможности – > Icons – значки.
В выпадающем списке Show Icons – показать значки везде, а ниже – в каждом из 4-х возможных мест.
1-ое место – Track View – вид дорожек. Если развернуть дорожку и щёлкнуть ПКМ по значку, то через действие Load Track Icon – можно загрузить изображения на выбор из большого набора. В основном это музыкальные орудия, что распределены по папкам согласно семействам: Drums – барабаны, Keys – клавиши и т.д. Выберем одно из них.
Другие значки: colors – цветные квадраты, folders – папки, hardware – оборудование. Таким образом на дорожки можно назначить свои изображения для наглядности вида и быстрого поиска.
По желанию можно добавить сюда папку со своими значками или отобрать все понравившиеся в одной папке. Главное, чтобы значки были именно в виде bmp.
Значок можно сбросить в исходный через щелчок ПКМ и выбор Reset Tracks Icon: значки по умолчанию берутся из папки Default. Здесь же или в общих настройках можно выбрать размер значков: Large – крупные, Small – мелкие.
У вида дорожек есть 3 возможности показа значков через галочки:
1. Show In header – показывать в заголовке перед названием дорожки.
2. Show custom in header – показывать цветные выбранные значки вместо исходных блеклых.
3. Show In Strip – показывать в поле с настройками дорожек.
Рассмотрим ещё 3 места со значками:
2-ое место: Track Inspector – поле свойства дорожки, которое отображается для текущей выбранной. Значок здесь тот же, что выбран через вид дорожек. И здесь же его также можно поменять, сбросить и сменить размер.
3-ье место: Console View – вид смешивателя. Откроем его через список Views – виды. Значки здесь отображены внизу полос с дорожками и список настроек здесь тот же. Единственно, их можно показать и скрыть кнопкой Icon.
4-ое место: Synth Rack View – значки в виде стойки с расширениями озвучки. Откроем его в списке видов и вк-лючим показ значков, что появятся перед названиями.
В отличие от прошлых 3-х мест, где значки связаны: выберешь в одном месте – в других он сменится на тот же, здесь значки свои. Причина – они привязаны не к дорожкам, а к расширениям озвучки.
Щелчком ПКМ по полю со значком можно также его поменять и сбросить. Раз в списке True Pianos, то зайдём в папку Soft Synths и выберем из большого списка его значок по названию.
Чтобы каждый раз не выбирать значок для каждого расширения, можно сделать это 1 раз и нажать на Set Icon As Synth Default – значок привязать к текущему расширению озвучки. Теперь, если снова добавить True Pianos, то с ним будет и его значок.
Если каких-то значков не хватает, их всегда можно найти в сети и поместить в соответствующую папку.
Настройка цветов дорожек
Вещь 3 – цвета. Это выбор окраса содержимого дорожек на своё усмотрение.
Здесь 2 возможности по выбору цвета: 1-ая – всей дорожки. Щелкаем ПКМ и выбираем Track Properties – свойства дорожки. В поле ниже можно отдельно задать 2 цвета: Foreground – передний или самих данных и Background – задний или подложки под них. Щёлкаем по кнопке Choose для выбора цвета из набора или точной настройки нового. Галочка Default Track Color – сброс цвета дорожки по умолчанию. Они задаются свои для дорожек исходя из их порядка, что видно в выпадающем списке.
2-ая возможность – выбор цвета содержимого дорожки. Для этого нужно выделить дорожку, щёлкнуть ПКМ по любому кусочку данных и из списка выбрать Clip Properties – свойства участка или нажать Alt+Enter.
В поле ниже те же самые настройки для цвета: переднего, заднего и сброс по умолчанию.
Таким способом можно задать разные цвета для отдельных участков любых размеров на одной и той же дорожки для разграничения. Например, то место, где требуется правка можно обозначить красным. Также кнопками отмены действий можно отменить перекрашивания дорожек.
Шаг 6 – настройка отображения окон
В Сонаре много разных рабочих видов со своими задачами и кнопками: вид дорожек, раскладки, нотоносца и прочие. Каждый из них вызывается из единого списка Views или кнопкой из соответствующей полосы. Любой вид, например, нотоносец при вызове открывается в отдельном окне.
Управление одним окном
У окна есть 3 обычные кнопки – свернуть/развернуть, сузить/расширить и закрыть. Суженное окно можно вручную менять по размеру сторон и двигать в любое место.
В левом верхнем углу окна есть значок вида. При щелчке по нему ЛКМ появляется список действий с окном: Move – передвинуть, Size – поменять размер, Minimize – свернуть, Maximize – развернуть, Close – закрыть, Next – переключиться на следующее окно.
У суженного окна внизу списка доступны 3 возможности:
1. Enable Floating – включить плавучесть. Это делает окно видным перед всеми другими окнами даже после вызова и переключения на них. По умолчанию это отключено и вперёд выходит окно, щелкнутое указателем мыши.
2. Enable Tabbed – включить вкладывание. Это делает окно вложенным в область внизу вида дорожек, отделённую от данных на дорожках разделителем. Его можно двигать по высоте и менять соотношение размеров окна дорожек и текущего вида.
Кнопкой слева можно развернуть вложенный вид на всю рабочую область. А кнопкой со стрелкой Show/Hide Bus Pane – свернуть и развернуть область вкладок, что одновременно и область для дорожек шин.
Таким образом, в это поле можно вкладывать несколько разных видов и у каждого из них будет своя вкладка для переключения на него. Через щелчок ПКМ по вкладке её можно закрыть – Close, выключить вкладывание – Disable Tabbed и закрепить содержимое – Lock Contents.
Это 3-ья возможность в списке суженного окна и работает она только для окон с показом MIDI данных – верхние 5 в списке Views. Если она включена, то значок замочка в окне с текущим видом меняется на закрытый: им же можно включать и отключать её.
При открытом замке или по умолчанию окно данного вида только одно: при переключении между дорожками его содержимое меняется.
При закрытым замке у текущего окна, можно независимо от него открыть более 1 окна того же рабочего вида и отобразить в них другое содержимое.
Например, в одном окне открыть ноты всех дорожек в мелком размере, а в другом окне – ноты одной дорожки в крупном. Или можно удобно сравнивать ноты одной и той же дорожки в разных местах, например, в начале и конце без нужды прокручивать вид или делать снимок для сличения.
Управление несколькими окнами
Это были возможности настройки отображение одного окна. Но они также есть и для управления отображения несколькими. Все рабочие виды могут по-разному располагаться и соотноситься по размеру в пределах общего окна среды. Для этого служит перечень Windows – окна. Вверху него 4 возможности по размещению окон в общем окне Сонара 1 щелчком.
Первые 3 работают с открытыми окнами:
1. Cascade – выстроить окна в ряд друг за другом.
2. Tile in Rows – выстроить окна плиткой в строчки или ряды по ширине,
3. Tile in Columns – выстроить окна плиткой в столбцы или ряды по высоте.
4. Arrange Icons – упорядочить свёрнутые полосы окон в единый ряд внизу, если они разбросаны по всему полю.
Внизу перечня Windows отображён список с названиями всех открытых окон в Сонаре в настоящее время. Щелчком по нужному, можно перейти к нему: напротив него в списке появится галочка.
Если нужно быстро поместить все открытые окна в виде вкладок в поле внизу окна дорожек, то можно нажать в списке Views – виды действие Enable Tabbing For Open Views. Если её отключить, то все окна станут обычными, без вкладок.
Ещё одна удобная возможность есть в списке Views под названием Layouts – раскладки. Здесь список из готовых наборов отображения разных окон и в разных размерах и положениях, которые можно быстро загружать.
В списке название вида и его свойства: например, список событий – плавающий – Events List Floating. Или Default – вид по умолчанию: только окно дорожек.
Кроме того, можно создавать свои наборы. Достаточно расположить нужные окна как надо, зайти в раскладки и нажать Add – добавить. Далее вводим название, нажимаем ОК и наш набор есть в списке.
По желанию его можно удалить – кнопка Delete и переименовать – кнопка Rename.
Галочка Close old windows before loading new – закрывать старые окна перед загрузкой новых. То есть старые исчезнут из списка Windows – лучше оставить эту настройку. Без неё окна будут накапливаться в списке.
Ниже поле Per Song Layout – раскладка каждой песни. Дело в том, что при сохранении заготовка помнит не только данные внутри себя, но и расположение окон. Галочка When Opening A file load its layout – позволяет загрузить это расположение при открытии заготовки: советую оставить так. Без неё будет всегда загружаться только вид дорожек или набор по умолчанию – Default.
Итак, на этом внешняя настройка Сонара окончена.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с конечной и внешней настройкой Сонара для приятной и удобной работы.
Поняли, как настраивать списки действий, поля кнопок, горячие клавиши, цветовые оттенки, отображение дорожек и расположение окон.
В следующем уроке мы сделаем общий обзор Сонара, а именно охватим в целом и кратко поясним все его основные составляющие перед началом работы.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с вами был Эдвард Бедарев, удачи и до скорого! И помните «Обучиться музыке легко».
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоруководства. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.