Урок 5 — Внутренняя настройка Sonar 8

Урок 5. Внутренняя настройка Sonar 8 Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 5-ый урок из видеопособия «Быстрое осовение муз. среды Sonar 8».

В нём показано подробно и понятно, как выполнить внутреннюю настройку музыкальной среды Sonar 8: как настроить звуковые устройства, приводы, быстродействие, отключить лишнее. Рассмотрено добавление сохранения mp3 и решение неполадки с sfz на 64-разрядных исполнительных средах.

Цель пособия — научить новичков с нуля работать в музыкальной рабочей среде Sonar 8 для создания собственной музыки.

 Изложение видеоурока под ним. Приятного просмотра.

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:

00:00 — вступление: суть текущего урока
00:54 — главная цель внутренней настройки
02:13 — настройка Sonar 8: шаг 1 — звуковые устройств
04:18 — настройка задержки обработки: ячейки памяти
07:08 — выбор вида привода звука: MME, WDM, ASIO
09:21 — настройка Sonar 8: шаг 2 — производительность
11:25 — временная память и точность обработки звука
13:04 — настройка Sonar 8: шаг 3 — MIDI устройства
15:28 — настройка Sonar 8: шаг 4 — отключение лишнего
17:53 — настройка Sonar 8: шаг 5 — настройка работы с данными
18:29 — вкладка 1 — общие настройки: открытие заготовки
19:46 — вкладка 2 — самосохранение: запасные копии заготовок
21:14 — вкладка 3 — папки: указание путей до разных данных
22:37 — вкладка 4 — звуковые данные: местоположение и качество
25:22 — вкладка 5 — расширения VST: местоположение и проверка
26:35 — настройка Sonar 8: шаг 6 — установка сохранения mp3
28:03 — 2-ой способ добавления mp3 через встроенное средство
29:32 — настройка Sonar 8: шаг 7 — решение неполадки с SFZ
31:21 — заключение: вывод и что в следующей части


Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко». Продолжаем изучение музыкальной среды Sonar 8. В прошлом уроке мы её установили и теперь её нужно настроить для пользования.

Вся настройка Сонара делится на 2 части:
внутренняя – поведение, быстродействие и взаимодействие Сонара с устройствами;
внешняя – отображение и удобство пользования.

В этом уроке мы подробно рассмотрим внутреннюю настройку. Мы сделаем только важные, простые и видимые настройки, а вторичные, особые и незаметные оставим на потом. Приступим.

Главная цель внутренней настройки

Главная задача – настроить Сонар так, чтобы в ходе работе не было тормозов, ошибок, помех в звучании, лишних действий и всплывающих окон, как по умолчанию при запуске: поиск расширений и окно с подсказками.

Достаточно настроить всё 1 раз и больше к этому не возвращаться.

Для проверки и показа сути настроек нам нужен пример заготовки и подопытное звучание. Поэтому в окне быстрого запуска Quick start — жмём кнопку Create a New Project – создать новую заготовку.

В поле Name – имя впишем 1, а в Template – шаблон Blank – чистый.  Далее идём в список Insert – вставка -> Soft Synth – расширения озвучки и вставим установленные вместе с Сонаром клавиши True Pianos. Откроем их двойным щелчком ЛКМ по значку на дорожке и нажмём на любую клавишу.

Звук может быть чистым, как в моём случае или с прерываниями и треском, а может и вовсе не звучать.  С этого мы и начнём настройку и поправку работы Сонара из 7 шагов.

Шаг 1 – настройка звуковых устройств

Цель – добиться наличия и чистоты звука при работе в Сонаре. Если выставить неверные настройки, то будет плохое качество звука, зависание и заикание воспроизведения, щелчки, временная задержка. А при большой задержке невозможно петь или играть на внешнем музыкальном орудии и слышать свой голос и игру вместе с музыкой через наушники или колонки.

При 1-ом запуске Сонар сам проверяет звуковую карту и выставляет все как нужно.  Но в случае помех или тишины вместо звука, настройки нужно поправить вручную через список Options со всеми настройками и строчку Audio – звук.

Перейдём на вкладку Drivers – приводы и в поле Output Drivers – выходные — убедимся, что напротив встроенной звуковой платы есть галочка: она выбрана как устройство вывода звука. . Если её нет, то поставьте её и нажмите на кнопку Apply – применить.

Теперь во вкладке General – общие в списке Playback Timing Master – устройство вывода звука — убедитесь, что вместо надписи None – ничего также выбрана встроенная звуковая плата и нажмите на кнопку Apply.  Иначе звука не будет. Если список пуст, значит на вкладке Drives–Output у платы нет галочки.

Поле Input Drivers – это устройства ввода звуковых данных. К ним можно присоединить звуколов для записи пения. Пока это нас не волнует и про это ещё будет урок.

Настройка временной задержки

Теперь на вкладке «Общие» спустимся к полю Mixing Latency – задержка в мс или время перевода MIDI данных из надписей в звуки из колонок через звуковую карту, расширения озвучки и приборы обработки.

Суть такая: звуковые данные из памяти накопителя помещаются в обменник памяти — очередь из ячеек и далее считываются при воспроизведении. В поле Buffers in Playback Queue задаётся число ячеек, а ползунком Buffer Size — размер каждой ячейки в мс.

Чем оба значения меньше, тем быстрее действия в среде – надпись Fast, но вероятнее неполадки и выпад дорожек из согласованного воспроизведения. Так при 2-х ячейках по 10 мс от нажатия на клавишу звук с треском. То же и при проигрывании заготовки с музыкой.

Чем оба свойства ячеек больше, тем надёжнее работа – надпись Safe и меньше нагрузка на обработчик, но задержка явно заметная. Так, если ячеек 10 и каждая по 340 мс, то звук после нажатия на клавишу прозвучит аж через 3 секунды – видно на надписи ниже. Задержка заметна и при ручном прослушивании нот в виде нотоносца.  

Но ещё при большой задержке в ходе воспроизведения из звучания будут выпадать короткие ноты, как при 4-х ячейках по 180 мс.

Вывод: выставите такие значения, чтобы всё звучало чисто, без помех и со всеми нотами: за опору берите 4 ячейки по 40 мс. При этом и игра на клавишах также звучит прямо во время нажатия и без треска.

Кстати, кнопкой Wave Profiler можно запустить проверку звуковой карты, что была при 1-ом запуске Сонара. Если она определит все её настройки и входа и выходы правильно, то возможно, не придётся менять ничего кроме времени задержки.

Продвинутые настройки звуковых приводов

Другие настройки на этой вкладке пока не нужны. Если же неполадки в звуке есть, перейдём на вкладку Advanced – продвинутые настройки и в отсеке Playback & Recording – воспроизведение и запись в поле Driver Mode выберем подходящий вид привода для управления звуковой картой.

У меня MME – старый и надёжный вид, подходит для слабых устройств. Выбирайте его, если с другими видами возникают неполадки.

WDM/KS – это более новый вид с ещё меньшей задержкой: выберем его.  При этом Сонар снова проверит, совместим ли текущий вид привода со звуковой картой и какие настройки цифрового звука доступны при работе на нём.

По итогам проверки может вылезти ошибка : привод не поддерживается или используется другим приложением. Кнопка Disable – выключить, Use Anyway – использовать: жмём её. В итоге звука может не быть или он с треском. И у WDM/KS число ячеек только 2, а задержка от 1 мс.

Пробуем другой привод – WASAPI.  При попытке воспроизвести заготовку музыки выходит сообщение: «невозможно открыть звуковое устройство».

Вернёмся к MME: позволяет задать число ячеек от 2 до 16 и размер каждой от 10 до 340 мс.

Ещё в списке приводом может быть ASIO – обработка без задержки. Но она имеет смысл при записи звука, а не при обработке. ASIO нужно скачать и установить дополнительно в виде ASIO4ALL – для любых сред.

Попробуйте разные приводы и узнайте, что лучше. Чтобы ещё раз убедиться в чистоте звука, внесём в заготовку Сонар 3 звукозаписи и воспроизведём их нажатием на клавишу пробел.

Шаг 2 – настройка производительности

Цель – снизить нагрузку на обработчик и ускорить работу Сонара.

Начнём с этой же вкладки Advanced: список Dithering или вид подмешиваемого слабого шума к звуковым данным при обработке. Назначение этого — спрятать шум искажений от понижения разрядности записи данных с 32/24 в 16 бит.

Это увеличивает время работы и нагрузку на обработчик и нужно только при выводе готовой песни из Сонара. Поэтому отключаем его надписью None – ничего.

Галочка Share Drivers with Other Programs — позволять другим приложениям работать со звуковыми приводами вместе с Сонаром. Включаем её, чтобы не было ошибок и противоречий.

Галочка Use Multiprocessing Engine — использовать многоядерный обработчик.

Если это отключено, то в действии только 1 ядро: это видно, если закрыть настройки и нажать F4. Появится полоса воспроизведения и в её правой части только 1 полоска нагрузки.

При включении настройки появляется столько же полосок, сколько и ядер у обработчика и нагрузка равномерно распределяется между ними. Это более скорая работа и исключение ошибок обработки и воспроизведения: обязательно включаем.

Галочка Use MMCSS (Windows Vista)  – включает выделение средств вычислителя для работы Сонара в первоочередном порядке по сравнению с другими приложениями: можно включить.

Но если даже после настроек из шага 1 в звуке иногда возникают потрескивания, то отключите эту настройку.

В поле Synchronization – согласование проигрывания данных убедимся, что переключатель в положении Full Chase Lock – жёсткая привязка. Нагрузку сильную это не создаёт, но обеспечивает слаженное звучание данных на MIDI и звуковых дорожках.

Отсек File System – среда данных и галочки Enable Read & Write Caching – включить чтение с и запись на временную область памяти на жестком накопителе. Это полезно для старых устройств, где накопители управлялись по IDE предписанию без прямого доступа к памяти DMA и где могли возникнуть ошибки. Для новых накопителей это не нужно: по умолчанию галочки не стоят и оставим так.

Оставшиеся настройки нам пока не нужны и по умолчанию выставлены верно.

Вернёмся на вкладку General – общие и в поле Audio Driver Bit Depth – глубина разрядности звука поставим 24 для большей точности обработки и качества звучания.

Убедимся, что нет галочки у настройки 64-bit Double Precision Engine – внутренний пересчёт звуковых данных с удвоенной точностью. Даже на исполнительных средах с разрядностью 32 обработка будет как на 64. Но это сильно нагружает обработчик, а улучшение качества звука на слух почти незаметное.

На этом настройки окна Audio можно закрыть.

Шаг 3 – настройка MIDI устройств

Они нужны для записи и воспроизведения MIDI сведений – словесных указаний по игре нот. Именно они прописываются, когда мы вручную мышкой пишем ноты в любом из видов: нотоносец, раскладка или записываем данные с внутреннего или внешнего MIDI устройства.

Чтобы их настроить, идём в Options – возможности -> MIDI Devices. В полях Input и Output список устройств для ввода и вывода MIDI сообщений. По умолчанию в списке устройств ввода пусто или Game Controller – старый жёлтый игровой и MIDI разъём.

Для добавления устройства извне, сначала нужно установить его приводы, подключить по MIDI или USB разъёму к вычислителю и перезапустить Сонар.

После этого оно отобразится в списке: я подключил клавишник Yamaha PSR E343, что показан как Digital Keyboard – цифровые клавиши.

Назначим его на вход дорожки True Pianos: расширим дорожку, потянув за нижний край и выберем его в списке I — Input – ввод и понажимаем на нём руками. Звук есть, а значит можно записывать живую игру, но про это будет отдельный урок.

Среди выходных устройств важен встроенный в звуковую плату источник звуков, например, Microsoft GS Wavetable. Он по умолчанию будет проигрывать MIDI данные, к которым не подключено расширение озвучки.

Убедимся, что галочка напротив него стоит и проверим его работу: перенесём в окно заготовки Сонара MIDI запись с примером музыки.

Да, качество звучания низкое, но для оценки содержимого и быстрого поиска нужной дорожки с нотами пойдёт. MIDI устройства настроены.

Шаг 4 – отключение лишнего

Цель – убрать лишние всплывающие сообщения и окна, чтобы постоянно не отвлекаться и не закрывать их в ходе работы.

При запуске Сонара по умолчанию появляются 2 окна, что вызываются из перечня Help – помощь.

1-ое окно: Tip of the day – случайный совет по работе в Сонаре на английском языке. Вряд ли он уместный и понятный, ибо не на русском. Да и на крайний случай есть исчерпывающая англоязычная справка. Так что убираем галочку Show Tips at start up, чтобы это окно не появлялось.

2-ое окно: Quick Start – быстрый запуск. Его также можно отключить такой же галочкой внизу.

Но оно как раз полезно: можно быстро открыть недавно разрабатываемую заготовку песни или создать новую. Тут решайте сами.

Но самое лишнее и время затратное при запуске – это окно 3-ье со считыванием папки с расширениями озвучки. Его лучше отключить, для чего идём в список Options и выбираем Global – всеобщие.

Переходим на вкладку VST Plug-ins – расширения и в отсеке VST Scan Options убираем галочку Scan For VST Plug-ins on Start up. Теперь Сонар будет запускаться почти мгновенно.

В ходе работы над участками данных внутри заготовки Сонара при их перемещении и копировании способом Drag & Drop – взял и перетащил по умолчанию вылезает ещё одно и уже 4-ое окно.

Его суть – вопрос и выбор, что делать со старым и новым участком данных: смешивать, замещать, сдвигать. Советую оставить 1-ое и убрать галочку Ask This Everytime – постоянно спрашивать это. Это значительно ускорит работу. Если надо, то его можно снова включить во всеобщих настройках во вкладке Editing – правка.

Шаг 5 – настройка работы с данными

Цель – задать действия с заготовками песен и пути до них и прочих данных для удобства.

Заготовка песни – это запись с расширением cwp, в которой хранятся все сведения о нашей работе: дорожки, ноты, звуки, расширения озвучки, приборы обработки и их настройки.

Заготовки, расширения и прочие данные могут храниться в разных местах и Сонар может по-разному с ними взаимодействовать.

Чтобы всё это узнать и задать, нужно зайти в 5 вкладок:

Вкладка 1 — общие настройки

1-ая вкладка: General – общие и мелкие настройки поведения среды: с галочками — включены, а без них – нет. В целом они уже выставлены удобно по умолчанию и можно их не менять. Они и прочие настройки будут разобраны по ходу изучения Сонара и в отдельном уроке.

Совет – чтобы узнать назначение любой настройки, нажмите кнопку Help – помощь в текущем окне. Это откроет англоязычную справку сразу в нужном месте. Далее выделите требуемое пояснение, скопируйте и вставьте в любой переводчик в сети.

Здесь нам полезна одна настройка: Allow One Open Project – загружать только 1 заготовку.

Если её включить, то при открытии новой заготовки старая или предыдущая закрывается.

По умолчанию это отключено: можно открыть одновременно столько заготовок, сколько позволяет быстрая память и сравнивать и переносить данные между ними.  

Вкладка 2 — настройки самосохранения

2-ая вкладка: Auto-save and Versioning – самосохранение заготовки песни через заданное число минут или изменений в ней. Рядом с исходной будет обновляться копия с надписью Autosave.  

А галочка Enable Versioning of Projects files – сохранение нескольких копий: их число задается в поле ниже. При каждом закрытии и открытии заготовки будет появляться новая запасная, а при превышении заданного числа самая старая будет затираться.

В их названиях после расширения печатается точное время сохранения. Его нужно стереть для открытия заготовки, иначе Сонар её не видит.

Это как отмена изменений, но продвинутая: после закрытия. По умолчанию это отключено: проще сохранять изменения вручную после весомых правок. Это не напрягает Сонар в случайных местах и не плодит лишнее, чтобы не запутаться.

Да и о правках говорит значок звёздочки рядом с именем заготовки в верхней полосе.

Но если нет такой привычки и желания терять итоги работы, то включите.

Совет – для большей надёжности создайте дополнительную папку в другом месте, а лучше на другом жестком накопителе и вручную копируйте туда все свои работы для сохранности.  

Вкладка 3 — настройки путей до данных

3-ья вкладка: Folders – папки содержит пути до всех видов данных, используемых Сонаром.

Почти все их по назначению, местоположению и средствам правки и вызова мы кратко рассмотрели в прошлом уроке, будем возвращаться по ходу изучения Сонара и посвятим отдельный урок. Опять же про них можно узнать через кнопку Help и через перевод на русский.

Здесь тоже можно оставить всё по умолчанию. Одно исключение: Project Files – данные заготовок, которые лучше создавать на накопителе D, а не C. 2 причины:

1-ая — сбережение места на накопителе C. Звуковые данные весят много и ими лучше не занимать свободную память, которая важна для надёжной и быстрой работы приложений и исполнительной среды.

2-ая — сохранение данных и заготовок в случае сбоя среды или неполадок с жестким накопителем. Иначе же вся работа может быть уничтожена.

Изменить путь до папки можно через кнопку с 3-мя точками, выбрав другую папку или создав новую. Но здесь указываются пути только до заготовок и вспомогательных данных: для звуковых есть отдельная вкладка.

Вкладка 4 — настройка звуковых данных

4-ая вкладка: Audio Data – звуковые данные. All Projects – настройки для всех заготовок.

Global Audio Folder – общая папка для добавления звуков при их записи или вводе в заготовку Сонара. Советую её также разместить на накопителе D в папке Cakewalk Projects.

Picture Folder – это папка с изображениями звуковых волн для более быстрой загрузки: тоже пусть будет на D, а не C.

Always Copy Imported Audio Files – всегда копировать вводимые в заготовку звуки. Если её отключить, то звуки будут считываться из их исходного места. Лучше оставить включенным, чтобы не потерять данные и не искать их.

Ниже настройка File Bit Depth – глубина разрядности звуковых данных.

  • Record – при записи с внешнего источника, например, голоса: 24,
  • Render – при пересчёте или обработке звука внутри Сонара: 32,
  • Import – при вводе в заготовку: Original – исходная, не преобразуемая.

Выберите эти значения из списков, если вдруг другие.

Внизу 2 настройки: Use Per-Project Audio Folders – это возможность создавать отдельную папку для каждой заготовки, добавления звуков, а не хранить их в одной. По умолчанию это включено и советую оставить так.

В этом случае при создании новой заготовки через File — данные -> New – новая в окне выбора есть поле с именем, местом для заготовки и папки со звуками, что удобно. И при сохранении заготовка помещается в свою папку с её же названием и папкой Audio.

Если отключить эту настройку, то в этом же окне 3 поля выше пропадают, а есть только выбор болванки. Заготовка при этом получает название Sonar и цифру, а при сохранении открывается окно для ввода имени и выбора папки для размещения. Думаю, это менее удобно, но вы решайте сами.

Настройка On Startup Load Normal Template – при запуске Сонара загружать обычную заготовку. По умолчанию она отключена и при запуске появляется окно быстрого запуска.

Если же её включить, то вместе с ним будет создана заготовка с 4-мя дорожками – 2 MIDI и 2 Audio. Но это лишнее и лучше не включать: удобнее самому выбрать шаблон заготовки или даже начать с пустой без дорожек.

Вкладка 5 — поиск подключаемых расширений

5-ая вкладка: VST Plugins – расширения VST. В поле VST Scan Folders добавляются пути до папок, что содержат подключаемые к Сонару расширения озвучки нот и приборы обработки звука. При установке мы выбрали, что они будут в папке по пути C -> Program Files -> VST Plugins.

Если вдруг в поле пусто, то нажмите кнопку Add – добавить и укажите путь до неё. Также полезно указать путь до папки Cakewalk с Сонаром, ибо в ней тоже есть VST расширения в папках Shared DXi, Shared Plugins и прочих.

VST Scan Options – настройки поиска VST. Мы ранее уже отключили его при каждом запуске Сонара. И его можно запустить вручную кнопкой Scan VST Folders, чтобы Сонар обследовал все папки из поля выше. Про добавление расширений и тонкости этого мы поговорим в отдельном уроке.

На этом основные настройки Сонара закончены и у нас осталось ещё 2 последние вещи к решению.

Шаг 6 – установка mp3 сохранителя

Изначально в Сонаре нельзя выводить звуковые данные в виде mp3 – через File – данные -> Export – вывод. При выборе mp3 из ниспадающего списка выходит сообщение: «mp3 сохранитель должен быть включен. Купите ключ для него на узле Cakewalk.com». Исправим это.

В папке с установщиком Сонара открываем схрон Sonar 8 MP3 Codec и в нём lame.rar. Далее заходим в папку по пути C -> Program Files -> Cakewalk -> Shared Utilities – общие примочки и извлекаем сюда все 4 данные со словом lame. Если просто так не получилось — из под учётной записи «управляющего».  

Теперь щёлкаем 2-м щелчком по данному lame.reg, который вносит в учётник нужные записи.

Откроем его ПКМ и выбрав Edit – править глянем содержимое. В нём 4 настройки сохранения mp3 записей с 4-мя потоками – 128, 192, 256 и 320 кБит/сек.

Теперь в списке вида при сохранении есть 4 новые строчки – MP3 Lame со своим потоком и сохранять MP3 можно с любым из них.

Есть ещё способ добавить эти и любые другие потоки на выбор, например, 64 и 96.

В главном перечне выбираем строчку Tools — средства-> Cakewalk Ext Encoder Config – это расширение для настройки внешних сохранителей звуковых данных. Нужно сделать следующее.

В поле справа от Friendly name – удобное имя нажать New — новое и вписать MP3 Lame 128 или 96.

В поле Extention — расширение: вписать mp3. Поле Description – описание можно пропустить.

Строка Path – путь указывает не местоположение сохранителя, куда мы его и добавили.

В поле Command Line – строка указаний прописать выражение: lame -h -b 96 %I %O. Нажать Save.

Теперь в списке есть поток 96. Если просто так не получилось, запускаем Сонар из под учётной записи «управляющего».

Можете повторить то же самое для разных потоков. По сути, мы сделали вручную то, что за нас сделал lame.reg.

Теперь mp3 сохраняется полноценно, и мы вряд снова вернёмся к этому вспомогательному приложению Сонара.  

Шаг 7 — решение неполадки с SFZ

В Сонаре есть простой, удобный и качественный встроенный проигрыватель собраний звуков с расширением wav и их наборов вида sf2 — старого образца: я ими в основном и пользуюсь и советую начинающим. Достаточно щелкнуть по полю File – данные и указать путь до нужного набора звуков.

Но при установке 64-разрядного Сонара и, соответственно, sfz, проигрыватель не загружает наборы sf2: в поле пусто. В итоге им озвучить ноты не получится.

А вот 32-х разрядный sfz работает исправно и на 64 разрядной среде. И решение простое – заменить sfz 64 на 32.

Для этого в папке с установщиком Сонара открываем схрон SFZ Free x32.rar. Далее идём в папку с VST расширениями по пути C -> Program Files -> VST Plugins и находим папку SFZ.

Теперь просто заменяем запись sfz.dll в ней на её же из схрона.

Всё, теперь sfz 32 разрядный и загружает и запоминает выбранный набор звуков.

К слову, это издание sfz проигрывателя простое, но есть и продвинутое  и другие расширения для загрузки звуков sf2, wav и других. Но о них будет в отдельном уроке с обзором расширений озвучки Сонара.

Итак, все нужные в начале настройки сделаны. По мере нужды мы будет возвращаться к отдельным рассмотренным и нет при изучении связанных с ними возможностей и рабочих видов Сонара.

Заключение

В этом уроке вы познакомились с начальной и внутренней настройкой Сонара для исправной и удобной работы.

Поняли, как настраивать звуковые и MIDI устройства, производительность, отключать лишнее, добавлять сохранение в mp3.

В следующем уроке мы завершим настройку Сонара и займёмся его внешним видом и прочими возможностями для приятной и удобной работы.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с вами был Эдвард Бедарев, удачи и до скорого! И помните «Обучиться музыке легко».


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоруководства. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения