Сочинение песни: этап 1

Сочинение музыкиЭто общая страница раздела сочинение музыки. Здесь описана суть и важность этого этапа в создании песни, о его содержании в общем, о его рубриках и важности каждой. Советы с чего начать композитору и какие есть приёмы работы. Раздел важен для композиторов и поэтов-песенников. Именно с него нужно начинать изучение музыки.

Цель — дать общее представление об этапе сочинения, направить и дать советы по изучению.

Содержание страницы — о сути сочинения, его рубрики, советы, программы.

Важно! Для понятного входа в тему сочинения посмотрите эти видеоуроки.
В них последовательно и на примерах показано всё описанное ниже на этой странице.


О сути сочинения музыки

Сочинение — 1-ый этап работы над песней, предопределяющий всё остальное. Это создание нотной партии для 1-ого музыкального инструмента, которая будет отправной точкой в работе над будущей песней.

Его задача - найти определённую главную мысль или музыкальное зерно, из которого подобно дереву вырастет песня. Сделать это бывает трудно, потому что на этом этапе у композитора нет ограничений. Можно начать сочинение хоть с чего:
с мелодии - с рисунка нот, их повтора, секвенций, для голоса или инструмента;
с гармонии - с аккорда или их последовательности, с выбора тональности;
с мелодии и гармонии - с ноты в сочетании с тоном в гармонии, писать их вместе;
с ритма - с нового барабанного рисунка или с шаблонного, менять его, обращать;
с текста - слова, цепляющей фразы, необычной рифмы;
с тембра — с музыкального инструмента, необычного звучания, созданного с нуля;

Выбор здесь бесконечен и с их помощью нужно задать границы для песни и перенести мысли и чувства в звуковую среду, чтобы это соответствовало замыслам автора.

Задачи композитора - 1. Определить рамки песни:
замысел - главная мысль и цель песни - рассказать историю, заставить задуматься, побудить к действию, воодушевить;
тему - любовь (популярная), социальная проблема, философское размышление;
образ - общий жанр и возможные инструменты - живые, электронные;
настроение - весёлое, грустное, торжественное, таинственное;
характер — напористый, обычный, расслабляющий.

2. Создать мелодию, текст, гармонию и ритм песни.
мелодия - главная составляющая песни, выражает её образ.
Её нужно сделать красивой, интересной, цепляющей, чтобы её хотелось слушать и напевать. При этом она не должна надоедать, но в то же время запоминаться.
гармония - плоть и ткань музыки, выражает настроение песни.
ритм - основа музыки, выражает характер песни.
текст — словесное наполнение, выражает смысл песни.

Ритм отвечает за характер, гармония за настроение, мелодия за образ, текст за смысл.
Сравним с человеком: характер – оттенки поведения – вспыльчивый, мягкий. Так и песня может быть напористой с жёстким ритмом как в тяжёлом роке или в марше и наоборот – с мягким и медленным как в балладах.

Настроение – чувственный фон – грусть, радость, величие, таинственность, которые в песне можно задать выбором соответствующих аккордов.

Образ – внешний вид – одежда, лицо, осанка, жесты, что складывает впечатление о человеке. Так и мелодия может создать образ — быстрые и высокие ноты создают героя суетливого, несерьёзного, а медленные и низкие – более важного, официального и т.д.

Смысл – мысленное содержание – цели, мысли, ценности, мировоззрение человека. И у песни тоже есть цель, описание событий и мыслей героя, раскрываемая тема.

Задачи поэта-песенника — создать текст по теме, настроении и характеру песни.

Итог этапа — 1. Готовая мелодия песни.
2. Готовый текст песни на эту мелодию.
3. Набросок песни с определённой гармонией и ритмом для последующей аранжировки.

(***здесь будет звуковой пример***)

Сочинение есть 2х типов — композиция и импровизация.

1. Композиция с лат. composito — «составление, сочинение» — наука о разнообразии техник сочинения музыки, состоящая из мелодики, гармонии, полифонии, музыкальной формы, стилей и инструментовки.

2. Импровизация с лат. improvisus — «неожиданный, внезапный» — сочинение музыки прямо в ходе её исполнения, игре на музыкальных инструментах. Это самый древний вид музыкального творчества. Это что-то среднее между композицией и исполнением.


4 главных способа сочинить песню

У песни 4 составляющихритм, гармония, мелодия и текст и отсюда 4 способа её сочинения. Для рождения ребёнка нужны 2 клетки – отца и матери. Также для рождения песни нужна основа в виде ритмического рисунка, сочетания аккордов, нот или слов.

У каждого из 4-х способов свои особенности, достоинства и недостатки, и для развития сочинительских способностей полезно попробовать каждый из них.

Способ 1начать с гармонии

Это самый используемый способ: выбор тональности и создание в ней своей или шаблонной последовательности аккордов.

4 достоинства: 1 – лёгкость — аккорды легко играть на инструменте – фортепиано или гитаре или написать на нотоносце и уже под них напевать мелодию;

2 – определённость — есть готовое настроение, зависящее от вида аккордов: минорные аккорды – грустное, а мажорные – весёлое;

3 – подсказка мелодии – аккорды уже содержат в себе её опорные ноты и ограничивают выбор нот вообще. Например, если аккорды играются на белых клавишах фортепиано, то и мелодия будет из них, а чёрные будут звучать неблагозвучно;

4 – готовность — последовательности аккордов можно свободно брать уже готовые из любимых песен, часто используемые и т.д.

2 недостатка: 1 — ограниченность — мелодия ограничена тональностью, задаваемой аккордами — без них можно было использовать все 12 нот, а с аккордами – 7. То есть изначальный набор оттенков звучаний и интонаций мелодии ограничен гармонией;

2 — искусственность — мелодия может звучать искусственно, так как её длительности, ритм и опорные ноты почти полностью зависят от гармонии и частоты смены аккордов.


Способ 2начать с мелодии

Это самый гибкий способ сделать отличающуюся и запоминающуюся мелодию. Сочинение цепляющей и запоминающейся мелодии — самая важная и сложная часть работы композитора.

2 достоинства: 1 – цепляемость — мелодию можно построить на цепляющей части, ярких интонациях, повторениях, завлекающих слушателя;

2 – свобода действий — можно свободно менять гармонию, ритм и текст, которые её изначально не ограничивают.

2 недостатка: 1 — неокрашенность — в ходе сочинения мелодии может изначально не хватать красок в виде аккордов, если гармония сочиняется после;

2 — наличие знаний — чтобы сделать мелодию необычной или в определённом духе – например, восточную, нужно знать разные виды ладов.


Способ 3начать с ритма

Это создание ритмической фигуры или барабанного рисунка. Часто применяется при создании танцевальной музыки.

3 достоинства: 1 – свобода — ритм не ограничивает выбор аккордов, потому что у него нет звуковысотных соотношений;

2 – готовность — можно использовать готовые ритмические рисунки и характерные для определённого стиля музыки – это уже задаст рамки стиля;

3 – техническое оснащенение — можно применять ритмические инструменты в виде программ – пошаговые секвенсоры, арпеджиаторы, автоаранжировщики.

Недостатков я не вижу, потому что ритм, как и слова, поменять легче всего, в отличие от гармонии и мелодии, которые существенно влияют на восприятие песни.  


Способ 4начать с текста.

Применяется в авторских или бард-песнях.
3 достоинства: 1 – подсказка — смысл слов позволяет увидеть образ песни, услышать характер мелодии;

2 – готовая ритмика — слова уже содержат в себе ритм в виде определённого числа слогов и распределений ударений в них, что поможет придумать мелодию;

3 – свобода — текст не ограничен в смысле и числом слогов мелодией.

3 недостатка: 1 – изначально нет музыкальной основы – ни гармонии, ни мелодии, ни ритма, что обычно задают настроение и характер песни и начальные ограничения;

2 – нужно заранее выбрать тему песни, что не всегда просто и прописать сюжет. Про любовь уже куча текстов и сложно выделиться на их фоне;

3 – преобладание слов над музыкой – ритмика и настроение мелодии ограничено текстом. Может получиться невыразительная мелодия со сложным текстом, что музыкально хуже, чем выразительная мелодия с простым текстом.


2 пути сочинения песни

1-ый путьпоследовательно — начать с одной составляющей, а после её создания переходить к следующим по цепочке – например, сочинить гармонию, а потом на её основе мелодию, дальше ритм и в конце текст.

Теоретически здесь есть 24 последовательности:

1 – гармония – мелодия – ритм – текст,
2 – гармония – мелодия – текст – ритм,
3 – гармония – ритм – мелодия – текст,
4 – гармония – ритм – текст – мелодия,
5 – гармония – текст – мелодия – ритм,
6 – гармония – текст – ритм – мелодия,
7 – мелодия – гармония – ритм – текст,
8 – мелодия – гармония – текст – ритм,
9 – мелодия – ритм – гармония – текст,
10 – мелодия – ритм – текст – гармония,
11 – мелодия – текст – гармония — ритм,
12 – мелодия – текст – ритм – гармония,
13 – ритм – гармония – мелодия – текст,
14 – ритм – гармония – текст – мелодия,
15 – ритм – мелодия – гармония – текст,
16 – ритм – мелодия – текст – гармония,
17 – ритм – текст – гармония – мелодия,
18 – ритм – текст – мелодия – гармония,
19 – текст – гармония – мелодия – ритм,
20 – текст – гармония – ритм – мелодия,
21 – текст – мелодия – ритм – гармония,
22 – текст – мелодия – гармония – ритм.
23 – текст – ритм – гармония – мелодия
24 – текст – ритм – мелодия – гармония

2-ой путьодновременно — с 2-х и более составляющих – например, сочинять вместе по тактам гармонию и мелодию. Теоретически здесь 10 сочетаний:

1 – гармония + мелодия;
2 – гармония + ритм;
3 – гармония + текст;
4 – мелодия + ритм;
5 – мелодия + текст;
6 – ритм + текст,
7 – гармония + мелодия + ритм,
8 – гармония + мелодия + текст,
9 – мелодия + ритм + текст,
10 – гармония + мелодия + ритм + текст.

3-ий путьсмешанно – например, одновременно сочинить гармонию и мелодию, а потом последовательно к ним ритм и в конце текст.

Условно все способы выше можно разделить на 2 группы.
1. «Сверху-вниз» — начиная с мелодии, а потом добавлять гармонию и ритм.
2. «Снизу-вверх» — начиная с ритма и/или гармонии, а потом сочинять мелодию на их основе. Названия такие, потому что мелодия — как крыша у дома, а ритм и гармония — основание и стены.

Мои предпочтения и подсказки

Одновременно сочинять составляющие песни я не советую – наш мозг не приспособлен к много задачности. Лучше предпочесть последовательное сочинение. Я никогда не сочинял гармонию, мелодию, ритм и текст параллельно по тактам. Из одновременного советую ограничититься только 2-мя составляющими — лучше всего гармонией и мелодией и при сочинении на фортепиано, а не на нотоносце. Остальное – лучше последовательно сочинять на инструменте и на нотоносце в музыкальной программе.

Я в основном использую 2 похожие схемы: гармония -> ритм -> мелодия -> текст и гармония -> мелодия -> ритм -> текст. То есть гармония в начале, а текст в конце. 80% моих музыкальных наработок создано по принципу «снизу-вверх». 60% создано начиная с гармонии, 20% с ритма, 20% с мелодии и 0% с текста.

То есть с текста я никогда не начинал, потому что это менее значимая часть песни, чем другие. Да и его легко изменить, если надо — переставлять слова местами, заменять на синонимы, если он вдруг не точен по смыслу или не попадает в ритм мелодии.

Я считаю создание песни похожим на строительство дома: сначала я закладываю основу – фундамент и стены в виде гармонии и ритма, потому строю крышу – мелодию, и уже потом вешаю вывеску – название дома — текст. Потому что если дом построен хреново, то красивое название ничего не исправит. То есть я перехожу к смысловой и текстовой части только, если чувственная или музыкальная часть меня устраивает.

Но это мой подход и используйте его, если он Вам близок. Но люди разные и нужно пробовать именно тот способ, что будет действенным – сочинять будет получаться легко и что-то интересное, а не шаблонное и похожее друг на друга.


3 средства сочинения песен

Технически отдельный из способов сочинения можно воплотить 3-ми средствами:

1-ое средствонотоносец – набор нот на нём мышкой в нотном редакторе в Sonar 8 или в другой программе.

Достоинства: 1 — свобода — неограниченные опыты с нотами, что можно двигать, менять, добавлять и слушать звучание, получить интересные сочетания тонов и ритмов, чего не добиться голосом или на инструменте;
2 — доступность — не требует затрат и умения играть на музыкальных инструментах или петь;
3 — гибкость — можно быстро сменить инструмент и послушать мелодию разными тембрами, чтобы сразу выбрать самый подходящий для неё;
4 — техничность — использование дополнительных программ и возможностей — автоаранжировщиков, арпержиаторов и т.д.

Недостатки: 1 — нужна программа — нужно установить и освоить работу в нотном редакторе; 2 — нужны знания — нужно знать основы нотной грамоты.

Хотя эти недостатки несущественные и легко устранимые: программ много и легко устанавливаются и осваиваются. Тоже и по нотной грамоте — достаточно знать основы, а не все нотные знаки и правила.

2-ое средствоинструмент – игра руками на фортепиано и гитаре — самых ходовых. Перебор нот на них в разном порядке и ритме и поиск интересных сочетаний.

Достоинства: 1 — простота — на фортепиано и гитаре легко играть аккорды и искать последовательности их;
2 — возможности инструмента — на фортепиано легко одновременно подбирать гармонию и мелодию, а на гитаре — гибко играть аккорды в разном ритме. Здесь же использование разных техник и приёмов игры;
3 — скорость — почти мгновенно в отличие от нотоносца можно менять ноты и слушать звучание в настоящем времени.

Недостатки: 1 — денежные траты — нужно купить музыкальный инструмент для настоящей игры;
2 — знание инструмента — нужно знать основы игры и расположение нот на них;
3 — ограниченность — в сочинении возможностями самих инструментов — навыками игры, звукового диапазона, количества звуков, которые можно сыграть одновременно;
4 — ненапевность — мелодия может получиться инструментальной и её будет сложно спеть;
5 — повторяемость идей — преобладание одного способа подбора нот на инструменте и как следствие получаемых мелодических фраз, последовательностей аккордов и т.д.

3-е средствоголос – пропевание ритмо-слогов – ла-ла-ла, на-на-на, да-да-да или слов как сами по себе, так и на фоне ритма или гармонии. Аккорды можно играть на инструменте или прописать в музыкальной программе, включить воспроизведение по кругу, слушать и напевать.

Достоинства: 1 — певучесть — мелодию по факту будет легко исполнять голосом;
2 — гибкость — можно неограниченно и по желанию менять высоты и ритм нот;
3 — доступность — можно обойтись без музыкальных инструментов и программ;
4 — повсеместность — можно сочинять в любом месте: дома, во время прогулки или поездки, напевая мелодию тихо или мысленно.

Недостатки: 1 — нужны время и музыкальный слух, чтобы перевести мелодию из головы в ноты на нотоносце;
2 — без технических средств мелодию можно забыть — желательно записать её хотя бы на диктофон;
3 — для пения или мычания мелодии на фоне аккордов нужно уметь попадать в ноты.

Это интересно: Майкл Джексон придумал мелодию к своей песни Billie Jean именно этим способом, когда сидел за рулём автомобиля и ехал, напевая мелодию.

Важно! Использовать каждый из 3-х способов и сочетать их.


Мои предпочтения и подсказки

Чаще всего я сочиняю именно на нотоносце, потому что это самый свободный и технически оснащённый способ. Я советую обязательно освоить нотную грамоту.

Из инструментов я предпочитаю фортепиано, потому что на нём можно левой рукой играть гармонию, а правой — мелодию. И на нём я их сочиняю одновременно или последовательно.

На гитаре так не получится и её я в сочинении не использую. Да и гитару нужно покупать, в то время как фортепиано можно установить в виде программы на компьютер и играть на нём с клавиатуры компьютера. Да, не так удобно и как на настоящем пианино не поиграешь, но для сочинения подойдёт.

Голосом я пользуюсь, когда у меня есть готовая последовательность аккордов. Без неё просто мелодию я обычно не сочиняю, потому что изначально не ясно в какой она тональности.

Вообще – создание мелодии и текста больше относится к сочинению, а гармонии и ритма – к аранжировке.
Примечание: ниже знак «->» значит последовательно, а «+» — одновременно.

1 – гармония -> мелодия – часто использую – но на нотоносце, а не на инструменте. То же относится и к методу гармония + мелодия, но на инструменте, а не на нотоносце.

2 – гармония -> ритм – не часто и на нотоносце, а вот гармония + ритм на электроклавишах – да, и получаю рифф, ритмическую фигуру, а не основную мелодию.

3 – мелодия -> гармония – никогда не писал просто мелодию без гармонии, а потом гармонизовывал мелодию. Просто мелодия без гармонии звучит без опоры и дополнительных красок, что менее интересно.

4 – мелодия -> ритм – никогда не писал мелодию, а потом сразу ритм секцию к ней.

5 – мелодия -> текст – использую не в начале сочинения, потому что не писал просто мелодию изначально, а потом другие составляющие. В основном на гармонию напеваю случайные слова. Они содержат ритм и получается мелодия, а потом правлю текст на нормальный.

6 – текст –> мелодия, текст –> гармония, текст –> ритм – никогда не начинал с текста, потому что это не музыкальная составляющая, а смысловая + нужна не банальная тема и сюжет. Да и под текст музыку подстроить мне гораздо сложнее, чем текст под музыку.

7 – гармония –> текст – да, если текст – рыба (бессмысленные слова или ритмослоги — ла, ла или на, на) и ритм помогает напеть мелодию голосом + звучания переходов между аккордами дополнительно дают интонации для мелодии.

8 – ритм –> или + гармония – да, использовал. Ритм задаёт характер, а гармония – настроение.

9 – ритм –> или + мелодия – нет. 10 – ритм –> текст – больше характерно для рэпа, который я не сочиняю.

Мои самые используемые способы сочинения:

1 – одновременно гармония и мелодия на клавишах;
2 – последовательно гармония и мелодия на нотоносце;
3 – последовательно гармония на нотоносце и текст голосом;
4 – как 3, только пропевание звуков без текста;


О рубриках этапа сочинения

Чтобы сочинить что-то, нужно хотя бы в общих чертах знать составляющие этапа сочинения и разделы теории музыки — гармонию, мелодику, ритмику, текстовку, нотную грамоту, сольфеджио и музыкальную акустику. Для их пояснения привожу сравнение со строительством дома и с рисованием картины.

Итак, сочинение при сравнении с работой над картиной отвечает на вопросы:
1 — что за картина? Пейзаж, портрет, натюрморт — основная идея, крупная тема.
2 — цель картины? Передать красоту, заставить задуматься, вызывать чувство.
3 — кто главный элемент? Дерево, гора, яблоко, ваза, мужчина, дети.
4 — какое название? Девятый вал, царство волн — более мелкая тема, часть крупной.

Важно! Ещё здесь написано что не понадобится изучать новичку на первое время и что мне редко или вообще не пригождается при сочинении музыки. Но это не значит, что это вообще не нужно потом, когда человек станет профессиональным музыкантом или будет писать музыку на заказ.

Основные рубрики

Их знание обязательно, так как каждая из них изучает одну из 4х составляющих любой песни — гармонию, ритм, мелодию и текст.

1. Гармония — изучает сочетаемость одновременно звучащих звуков и смену одних длинных звуков другими. Иначе говоря, аккорды и их последовательности. Гармония — это стены дома.

Что важно знать? Музыкальные интервалы, простые аккорды, понятие тональности, принципы построения последовательностей аккордов, теорию функций — тоника, субдоминанта, доминанта.

Что не важно знать? 1 — отклонения и модуляция — это переход из одной тональности в другую. Обычно это делают в конце песни на последнем припеве, чтобы усилить напряжение. Я ей никогда не пользовался. И для этого нужно знать гармонию лучше основного уровня.

2 — сложные аккорды — септаккорды, аккорды в 2-х октавах, аккорды с дробями и т.д... Я пользуюсь только мажорными и минорными трезвучиями. Даже увеличенные или уменьшенные я не использую. Единственно, что нужно знать — это обращения аккордов: перенос любого его звука на октаву выше или ниже.

2. Ритмика — изучает звучание нот во времени и их соотношения, ритм и законы его изменения. Ритм — это основание дома.

Что важно знать? Понятия ритм, метр, темп, виды длительностей и пауз, синкопа.

Что не важно знать? 1 — сложные ритмы — в основном джазовые, понятие Swing, триоли. Триоли обычно используются при создании музыки в маршевом духе. Я пользуюсь простыми ритмами — басовый барабан на 1 и 3 доли такта, рабочий — на 2 и 4 + небольшие украшательства.

2 — сложные размеры — как-то 5/4, 6/8, 7/8 и т.д. 95% музыки, если не больше написано в размере 4/4. Его я тоже использую и никогда на использовал упомянутые размеры.

3. Мелодика — изучает последовательное звучание звуков, мелодию и принципы его образования и развития. Мелодия — это крыша дома.

Что важно знать? Понятия мотив, фраза, лад и тональность, речитатив и кантилена.

Что не важно знать? Диатонические лады, пентатонику, блюзовый лад и другие более сложные и редкие. Я при сочинении вообще не задумываюсь в каком я ладу пишу и использую 2 самых распространённых — мажорный и минорный.

4. Текстоведение — изучает смысловое и словесное наполнение песни и стихосложение. Текст — это вывеска на доме.

Что важно знать? Темы для песен, стихотвореные размеры, виды рифм.

Что не важно знать? Поэтические изощрения в виде сложных метафор, олицетворений, сравнений. Текст песни — это не поэзия. Он должен быть простым и понятным для слушателя, недвусмысленным.

Дополнительные рубрики

Создать песню можно и без знания их, но я всё же настоятельно советую их осваивать наряду с основными. Потому что они значительн облегчат создание музыки.

5. Нотная грамота — изучает запись и чтение нот и других музыкальных знаков с нотного стана и расположение нот на музыкальных инструментах. Её знание поможет понять гармонию, ритмику и мелодику и строить дом более осознанно и просто.

Ноты песни — это чертёж дома. Умение читать чертёж поможет разобраться в приёмах строительства и использовать их при создании своего дома.

Что важно знать? Запись нот на нотоносце, ноты на клавишах фортепиано, буквенное обозначение нот, понятия октава, полутон, скрипичный и басовый ключ, знаки альтерации — диез, бемоль, бекар.

Что не важно знать? Сокращение нотного письма, динамические оттенки, мелизмы. 

6. Сольфеджио — изучает развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. Оно помогает в сочинении — можно рассмотреть чужой дом без чертежа и начертить его самому при необходимости и взять на вооружение приёмы строительства.

Что важно знать и выполнять? Упражнения на развитие ритмического, гармонического и мелодического слуха.

Что не важно знать и уметь? Писать музыкальный диктант — запись нот на нотоносце при прослушивании.

7. Музыкальная акустика — изучает физические свойства музыкальных звуков — высота, динамика, тембр, музыкальный строй. Её знание позволяет более точно переносить дом с чертежа в настоящий дом — из духовно-чувственного в физическое звуковое.

Над ней можно вообще на заморачиваться в начале — важно научиться использовать как надо высоту, динамику, тембр, а уже потом разбираться как они работают и от чего возникают.


Советы по сочинению музыки

Совет №1 — разнообразить последовательность аккордов — если с полученной не ясно куда двигаться дальше, можно попробовать 3 вещи:
а — уменьшить или увеличить вдвое длину аккордов, б — поменять аккорды местами,
в — заменить любой аккорд — мажорный на минорный, трезвучие на септаккорд и т.д. Использовать для этого словарь аккордов, менять в них отдельные ступени и слушать.

Полученную гармонию можно использовать в разных частях песни — не в припеве, а в куплете. В куплете аккорды могут звучать 2 такта, а в припеве — 1 или ½ такта.

Совет №2 — сменить способ и инструмент сочинения. Напевание голосом под аккорды сменить на игру на инструменте, вместо гитары взять пианино и наоборот. Менять это при создании разных частей песни: на пианино сочинить куплет, а на гитаре — припев или хотя бы гармонию для них.

Совет №3 — сменить ритм, размер, темп — ровный на неровный, 4/4 на ¾, 120 ударов в минуту на 100. Особенно, если Вы привыкли к работе в одних и тех же рамках.

Совет №4 — расширять словарный запас — написать перечень интересных названий для песен и повесить их на видном месте. Разнообразить тексты песен с помощью словарей синонимов и рифм. Читать словари русского и английского языков, выписывать понравившиеся и не часто употребимые слова.

Совет №5 — расширять кругозор — изучать творчество разных групп, стилей, народов, классические произведения. Спрашивать себя что в них интересного и что обеспечило их известность. Читать литературу по композиции, гармонии, полифонии, аранжировке.

Совет №6 — упражняться — выбрать любимую песню и попробовать сочинить на её мелодию свой текст, на её текст новую мелодию или подобрать другие аккорды.

Совет №7 — уделять внимание всему — отмечать качество всех составляющих песни: мелодии, гармонии, ритму, тексту. Иначе можно создать невнятную мелодию или не цепляющую и скучную гармонию, если уделять пристальное внимание только одной составляющей имузыки ли всему, кроме чего-то одного.

Совет №8 — ограничивать себя — задать произвольные рамки для музыки: выбрать 3 аккорда, размер, темп, состав инструментов в количестве 2-4 и т.д. Запрещать себе использовать любимые и часто используемые ритмы, мелодические ходы, аккорды — брать новые и необычные. Но с другой стороны полное избегание шаблонов и правил может сделать музыку не понятной для слушателей. Важна золотая середина.

Совет №9 записывать все мысли — понравившиеся и интересные мелодии, фразы, попевки, ритмы, рифмы, сочетания слов, аккорды, последовательности и т.д. Делать это любым удобным способом — в нотах, в текстовом документе, на диктофон. Хранить всё в отдельной папке на компьютере, чтобы не потерять наработки и черпать новые идеи. При игре на электроклавишнике включать его в режим записи, чтобы ничего не забыть.

Важно! Никогда не удаляйте свои наработки. Они могут пригодиться в любой момент и не всегда сначала видна их ценность. Пересматривайте, дорабатывайте и используйте их при удобном случае. Так я написал музыку к заставке канала проекта и видеоуроков.

Совет №10 — писать и слушать музыку каждый день. Необязательно завершённые произведения — просто заготовки, мелодии.  А слушать музыку желательно не фоном, а целенаправленно. Что и как слушать Вам подскажет раздел «Слушать».

Совет №11 подумать о соавторстве — если сочинение текстов или мелодий никак не даётся, то можно найти напарника в виде композитора или поэта песенника. Ещё другой человек может внести новые идеи.


О вдохновении

Вдохновение — это чувство творческого подъёма и вовлечённости. Если оно есть, то получаются цепляющие мелодии. Сочинению музыки почти нигде не учат, мол, это работа вдохновения. Но разум может помочь вызывать его. Особенно оно важно, когда нужно сочинить на заказ и отговорки что его нет не сработают.

Совет №1 — обустроить рабочее место — как нравится, навести порядок, беспорядок.

Совет №2 - переключаться между этапами — затор с текстом? Посочинять мелодию. С ней затык? Перейте к гармонии.

Совет №3 — делать больше по наитию — если есть чувство, что прёт от сочинения, как можно дольше не останавливаться.

Совет №4 — искать вдохновение — в воспоминаниях, фильмах, музыке, поездках и т.д.

Совет №5 — отдохнуть — если работа не идёт, переключиться на другое занятие.

Совет №6 — выбрать время работы — у меня творческий порыв появляется ближе к вечеру. Утром и днём его обычно нет. Чередовать работу — 1 час и отдых — 5 минут.

Совет №7 — выйти за рамки — необычный тембр, аккорд, лад, сочетание инструментов.


Программы-помощники в сочинении

Здесь их упоминание, а более цельное описание и деление на виды смотрите в разделе «Программы». Для создания гармонии, мелодии ритма:

1 — музыкальные студии — советую Sonar 8. Для начала и пробы — MuLab 7.

2 — нотные редакторы — внутри Sonar 8 самый простой и удобный в использовании. Полегче — Overture 2.

3 — музыкальные инструменты — внутри Sonar 8 фортепиано, барабанная установка + расширение sfz для загрузки в себя любых инструментов в формате sf2. Ссылка на их большой набор есть в разделе программы.

4 — тренажёры — для сольфеджио программа Ear Master Pro 6.
Для обучения написанию мелодий — Musical Palette.

Для написания текста — в Интернете есть словари синонимов и рифм.


Ваши отзывы

Ваши отзывы и предложенияЕсли я что-то упустил важное по этапу или у Вас есть вопросы, то я добавлю это на страницу выше и постараюсь ответить на них. Я планирую наполнять эту страницу видеоуроками, чтобы на практике показать важность изучения рубрик и советов по сочинению музыки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Поиск по сайту
Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения