Сочинение музыки

Сочинение музыкиЭто общая страница раздела сочинение музыки. Здесь описана суть и важность этого этапа в создании песни, о его содержании в общем, о его рубриках и важности каждой. Советы с чего начать композитору и какие есть приёмы работы. Раздел важен для композиторов и поэтов-песенников. Именно с него нужно начинать изучение музыки.

Цель — дать общее представление об этапе сочинения, направить и дать советы по изучению.

Содержание страницы — о сути сочинения, его рубрики, советы, программы.


О сути сочинения музыки

Сочинение — 1-ый этап работы над песней, предопределяющий всё остальное. Это создание нотной партии для 1-ого музыкального инструмента, которая будет отправной точкой в работе над будущей песней.

Его задача - найти определённую главную мысль или музыкальное зерно, из которого подобно дереву вырастет песня. Сделать это бывает трудно, потому что на этом этапе у композитора нет ограничений. Можно начать сочинение хоть с чего:
с мелодии - с рисунка нот, их повтора, секвенций, для голоса или инструмента;
с гармонии - с аккорда или их последовательности, с выбора тональности;
с мелодии и гармонии - с ноты в сочетании с тоном в гармонии, писать их вместе;
с ритма - с нового барабанного рисунка или с шаблонного, менять его, обращать;
с текста - слова, цепляющей фразы, необычной рифмы;
с тембра - с музыкального инструмента, необычного звучания или созданного с нуля;
Выбор здесь бесконечен и с их помощью нужно задать границы для песни и перенести мысли и чувства в звуковую среду, чтобы это соответствовало замыслам автора.

Задачи композитора - 1. Определить рамки песни:
замысел - главная мысль и цель песни - рассказать историю, заставить задуматься, побудить к действию, воодушевить;
тему - любовь (популярная), социальная проблема, философское размышление;
образ - общий жанр и возможные инструменты - живые, электронные;
настроение - весёлое, грустное, торжественное, таинственное;
характер - напористый, обычный, расслабляющий.

2. Создать мелодию, текст, гармонию и ритм песни.
мелодия - главная составляющая песни. Её нужно сделать красивой, интересной, цепляющей, которую хочется слушать и напевать. При этом она не должна надоедать.
гармония - плоть и ткань музыки, выражает настроение песни.
ритм — основа музыки, выражает характер песни.

Задачи поэта-песенника — создать текст по теме, настроении и характеру песни.

Итог этапа — 1. Готовая мелодия песни.
2. Готовый текст песни на эту мелодию.
3. Набросок песни с определённой гармонией и ритмом для последующей аранжировки.

(***здесь будет звуковой пример***)

Сочинение есть 2х типов — композиция и импровизация.

1. Композиция с лат. composito «составление, сочинение» — наука о разнообразии техник сочинения музыки, состоящая из мелодики, гармонии, полифонии, музыкальной формы, стилей и инструментовки.

2. Импровизация с лат. improvisus «неожиданный, внезапный» — сочинение музыки прямо в ходе её исполнения, игре на музыкальных инструментах. Это самый древний вид музыкального творчества. Это что-то среднее между композицией и исполнением.


О рубриках этапа сочинения

Чтобы сочинить что-то, нужно хотя бы в общих чертах знать составляющие этапа сочинения и разделы теории музыки — гармонию, мелодику, ритмику, текстовку нотную грамоту, сольфеджио и музыкальную акустику. Для их пояснения привожу сравнение со строительством дома и с рисованием картины.

Важно! Ещё здесь написано что не понадобится изучать новичку на первое время и что мне редко или вообще не пригождается при сочинении музыки. Но это не значит, что это вообще не нужно в будущем, когда человек станет более профессиональным музыкантом или будет писать музыку на заказ.

Основные рубрики

Их знание обязательно, так как каждая из них изучает одну из 4х составляющих любой песни — гармонию, ритм, мелодию и текст.

1. Гармония — изучает сочетаемость одновременно звучащих звуков и смену одних длинных звуков другими. Иначе говоря, аккорды и их последовательности. Гармония — это стены дома.

Что важно знать? Музыкальные интервалы, простые аккорды, понятие тональности, принципы построения последовательностей аккордов, теорию функций — тоника, субдоминанта, доминанта.

Что не важно знать? 1 — отклонения и модуляция — это переход из одной тональности в другую. Обычно это делают в конце песни на последнем припеве, чтобы усилить напряжение. Я ей никогда не пользовался. И для этого нужно знать гармонию лучше основного уровня.

2 — сложные аккорды — септаккорды, аккорды в 2-х октавах, аккорды с дробями и т.д... Я пользуюсь только мажорными и минорными трезвучиями. Даже увеличенные или уменьшенные я не использую. Единственно, что нужно знать — это обращения аккордов: перенос любого его звука на октаву выше или ниже.

2. Ритмика — изучает звучание нот во времени и их соотношения, ритм и законы его изменения. Ритм — это основание дома.

Что важно знать? Понятия ритм, метр, темп, виды длительностей и пауз, синкопа.

Что не важно знать? 1 — сложные ритмы — в основном джазовые, понятие Swing, триоли. Триоли обычно используются при создании музыки в маршевом духе. Я пользуюсь простыми ритмами — басовый барабан на 1 и 3 доли такта, рабочий — на 2 и 4 + небольшие украшательства.

2 — сложные размеры — как-то 5/4, 6/8, 7/8 и т.д. 95% музыки, если не больше написано в размере 4/4. Его я тоже использую и никогда на использовал упомянутые размеры.

3. Мелодика — изучает последовательное звучание звуков, мелодию и принципы его образования и развития. Мелодия — это крыша дома.

Что важно знать? Понятия мотив, фраза, лад и тональность, речитатив и кантилена.

Что не важно знать? Диатонические лады, пентатонику, блюзовый лад и другие более сложные и редкие. Я при сочинении вообще не задумываюсь в каком я ладу пишу и использую 2 самых распространённых — мажорный и минорный.

4. Текстовка — изучает смысловое и словесное наполнение песни и стихосложение. Текст — это вывеска на доме.

Что важно знать? Темы для песен, стихотвореные размеры, виды рифм.

Что не важно знать? Поэтические изощрения в виде сложных метафор, олицетворений, сравнений. Текст песни — это не поэзия. Он должен быть простым и понятным для слушателя, недвусмысленным.

Дополнительные рубрики

Создать песню можно и без знания их, но я всё же настоятельно советую их осваивать наряду с основными. Потому что они значительн облегчат создание музыки.

5. Нотная грамота — изучает запись и чтение нот и других музыкальных знаков с нотного стана и расположение нот на музыкальных инструментах. Её знание поможет понять гармонию, ритмику и мелодику и строить дом более осознанно и просто. Ноты песни — это чертёж дома. Умение читать чертёж поможет разобраться в приёмах строительства и использовать их при создании своего дома.

Что важно знать? Запись нот на нотоносце, ноты на клавишах фортепиано, буквенное обозначение нот, понятия октава, полутон, скрипичный и басовый ключ, знаки альтерации — диез, бемоль, бекар.

Что не важно знать? Сокращение нотного письма, динамические оттенки, мелизмы. 

6. Сольфеджио — изучает развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. Оно помогает в сочинении — можно рассмотреть чужой дом без чертежа и начертить его самому при необходимости и взять на вооружение приёмы строительства.

Что важно знать и выполнять? Упражнения на развитие ритмического, гармонического и мелодического слуха.

Что не важно знать и уметь? Писать музыкальный диктант — запись нот на нотоносце при прослушивании.

7. Музыкальная акустика — изучает физические свойства музыкальных звуков — высота, динамика, тембр, музыкальный строй. Её знание позволяет более точно переносить дом с чертежа в настоящий дом — из духовно-чувственного в физическое звуковое.

Над ней можно вообще на заморачиваться в начале — важно научиться использовать как надо высоту, динамику, тембр, а уже потом разбираться как они работают и от чего возникают.


Советы по сочинению музыки

Сочинение цепляющей и запоминающейся мелодии — самая важная и сложная часть работы композитора.

Есть 3 пути сочинения мелодии:
1 — голосом — напевание на основе гармонии — играть аккорды на инструменте или прописать в музыкальной студии, зацикленно их слушать их и петь. Такую мелодию по определению будет легко исполнять голосом.
2 — на инструменте — перебор нот на нём — взять гитару или пианино и играть ноты в разном порядке и ритме и искать интересные сочетания.
3 — на нотоносце — опыты с нотами на нём — открыть нотный стан в Sonar 8 или в другой программе и добавлять ноты, перемещать, менять высоту и ритм и слушать звучание. Наиболее широкий по возможностям и гибкий по видоизменению и получению новых тонов и ритмов, чего не добиться голосом или на инструменте. Можно в конце сочинения выбрать самый подходящий для мелодии музыкальный инструмент.

Важно — использовать каждый из 3-х способов и сочетать их.

Совет №1 — разнообразить последовательность аккордов — если с полученной не ясно куда двигаться дальше, можно попробовать 3 вещи:
а — уменьшить или увеличить вдвое длину аккордов, б — поменять аккорды местами,
в — заменить любой аккорд — мажорный на минорный, трезвучие на септаккорд и т.д. Использовать для этого словарь аккордов, менять в них отдельные ступени и слушать.

Полученную гармонию можно использовать в разных частях песни — не в припеве, а в куплете. В куплете аккорды могут звучать 2 такта, а в припеве — 1 или ½ такта.

Совет №2 — сменить способ и инструмент сочинения. Напевание голосом под аккорды сменить на игру на инструменте, вместо гитары взять пианино и наоборот. Менять это при создании разных частей песни: на пианино сочинить куплет, а на гитаре — припев или хотя бы гармонию для них.

Совет №3 — сменить ритм, размер, темп — ровный на неровный, 4/4 на ¾, 120 ударов в минуту на 100. Особенно, если Вы привыкли к работе в одних и тех же рамках.

Совет №4 — расширять словарный запас — написать перечень интересных названий для песен и повесить их на видном месте. Разнообразить тексты песен с помощью словарей синонимов и рифм. Читать словари русского и английского языков, выписывать понравившиеся и не часто употребимые слова.

Совет №5 — расширять кругозор — изучать творчество разных групп, стилей, народов, классические произведения. Спрашивать себя что в них интересного и что обеспечило их известность. Читать литературу по композиции, гармонии, полифонии, аранжировке.

Совет №6 — упражняться — выбрать любимую песню и попробовать сочинить на её мелодию свой текст, на её текст новую мелодию или подобрать другие аккорды.

Совет №7 — ограничивать себя — задать произвольные рамки для музыки: выбрать 3 аккорда, размер, темп, состав инструментов в количестве 2-4 и т.д. Запрещать себе использовать любимые и часто используемые ритмы, мелодические ходы, аккорды — брать новые и необычные.

Совет №8 - записывать все мысли — понравившиеся и интересные мелодии, фразы, попевки, ритмы, рифмы, сочетания слов, аккорды, последовательности и т.д. Делать это любым удобным способом — в нотах, в текстовом документе, на диктофон. Хранить всё в отдельной папке на компьютере, чтобы не потерять наработки и черпать новые идеи. При игре на электроклавишнике включать его в режим записи, чтобы ничего не забыть.

Важно! Никогда не удаляйте свои наработки. Они могут пригодиться в любой момент и не всегда изначально видна их ценность. Пересматривайте их, дорабатывайте и используйте при удобном случае — так я написал музыку к заставке канала проекта и к заставке видеоуроков.

Совет №9 — подумать о соавторстве — если сочинение текстов или мелодий никак не даётся, то можно найти напарника в виде композитора или поэта песенника. Ещё другой человек может внести новые идеи.


О вдохновении

Вдохновение — это чувство творческого подъёма и вовлечённости. Если оно есть, то получаются цепляющие мелодии. Сочинению музыки почти нигде не учат, мол, это работа вдохновения. Но разум может помочь вызывать его. Особенно оно важно, когда нужно сочинить на заказ и отговорки что его нет не сработают.

Совет №1 - обустроить рабочее место - как нравится, навести порядок, беспорядок.
Совет №2 - переключаться между этапами — затор с текстом? Посочинять мелодию. С ней затык? Перейте к гармонии.
Совет №3 — делать больше по наитию — если есть чувство, что прёт от сочинения, как можно дольше не останавливаться.
Совет №4 — искать вдохновение — в воспоминаниях, фильмах, музыке, поездках и т.д.
Совет №5 — отдохнуть — если работа не идёт, переключиться на другое занятие.
Совет №6 — выбрать время работы — у меня творческий порыв появляется ближе к вечеру. Утром и днём его обычно нет. Чередовать работу — 1 час и отдых — 5 минут.
Совет №7 — выйти за рамки — необычный тембр, аккорд, лад, сочетание инструментов.


Программы-помощники в сочинении

Здесь их упоминание, а более цельное описание и деление на виды смотрите в разделе «Программы». Для создания гармонии, мелодии ритма:

1 — музыкальные студии — советую Sonar 8. Для начала и пробы — MuLab 7.
2 — нотные редакторы — внутри Sonar 8 самый простой и удобный в использовании. Полегче — Overture 2.
3 — музыкальные инструменты — внутри Sonar 8 фортепиано, барабанная установка + расширение sfz для загрузки в себя любых инструментов в формате sf2. Ссылка на их большой набор есть в разделе программы.
4 — тренажёры — для сольфеджио программа Ear Master Pro 6.
Для обучения написанию мелодий — Musical Palette.

Для написания текста — в Интернете есть словари синонимов и рифм.


Ваши отзывы

Ваши отзывы и предложенияЕсли я что-то упустил важное по этапу или у Вас есть вопросы, то я добавлю это на страницу выше и постараюсь ответить на них. Я планирую наполнять эту страницу видеоуроками, чтобы на практике показать важность изучения рубрик и советов по сочинению музыки.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что материал не оправдал Ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с Вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что Вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Поделиться с другими:

Поиск по сайту

Подарок за 1 отзыв! Оставить отзыв

avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Сайт наплодил

0 статей,

57 страниц,

80 рубрик и

6 отзывов.

Сайт использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Сайт - очень! :)

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Оценить
Новость